ОФ - парадигматика
ОФ занимается правилами обращения с текстом (Т), как с целым предметом - создание Т, передача, хранение, прием, права и правила его цитирования и авторства.
Одно из основных понятий ОФ - фактура речи.
Фактура речи
ФР - это орудия речи плюс материал письма.
По этому признаку речь делится на 4 рода словесности или 4 фактуры - устная речь (УР), письменная речь, печатная речь и речь массовой коммуникации и Интернета (МК и 4-я фактура).
Можно проследить становление правил обращения с текстом (онтогенез) ОФ на примере УР. Правила обращения с текстом были выведены и отработаны еще в эпоху дописьменной речи. Можно вывести на материале пословиц почти любого народа основных универсалий ОФ (см. ниже) - .
Правила обращения с текстом на примере жанров дописьменной речи - устный диалог, молва, фольклор.
Универсалии ОФ
1. Не навреди своей речью ее получателю.
2. Образование новых жанров и родов словесности происходит в рамках парадигмы наследования ООП - ничего не теряется и не уничтожается, а только дробится, развивается из старого с включением новых "констант" и "методов".
Правила обращения с Т на примере УР в большом речевом коллективе - регламент. Регламент в научном семинаре, парламенте (Думе),
Правила цитирования в научном тексте, журналистике, художественной литературе совершенно разные.
В научном тексте любая мысль без ссылки на источник считается своей, общеизвестной или плагиатом (если мысль новая). Это наиболее простой случай.
ХТ строит образ и проблема плагиата в нем обстоит сложнее. Как правило цитаты в ХТ редки (разве что как эпиграфы).
Журналистика занимает промежуточное положение. Ее тексты вторичны, они ориентируют нас в море информации. Новостью является само изложение к-л факта. Плагиат здесь - отдельная проблема.
1. Проиллюстрируем правила OA на простейших примерах.
Правила обращения с текстом хорошо иллюстрируются на примере жанров дописьменной речи - устный диалог, молва, фольклор. В это время и проходило их становление.
При устном диалоге - нельзя прерывать говорящего, слушание обращенной к тебе речи имеет наивысший приоритет. Нужно щадить чувства собеседника и быть осторожным со словом (слово - не воробей ...). Однако нельзя цитировать даже простейшие устные диалоги третьим лицам.
Молва - одностороннее сообщение (устный текст) от одного собеседника другому. Как правило - не копируется (второй раз это уже не новость) Но - скопировать (передать) этот текст третьим лицам получатель этого текста даже обязан. Молва распространяется очень быстро (иногда загадочно быстро). Так, о том, что будущую мать Чингиз-хана, которую как невесту везли к жениху, разбойно перехватил будущий будущий отец повелителя Монгольской империи, знала вся степь в окрестности 500 км от верховьев Иртыша уже через несколько дней.
Есть ссылка на хорошую статью, подробно разбирающую жанр молвы.
Фольклор - может передаваться и копироваться многократно.
1. Хорошая иллюстрация применения правил ОФ для достаточно массовых текстов - рекламы содержится в статье О.А.Сычева (см. ссылку внизу)
Продолжение лекций по риторике
О.А. СЫЧЕВ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АМЕРИКАНСКОЙ РЕКЛАМЫ (Рекламный текст с точки зрения общей филологии)
Материалы по ОФ (ссылки, статьи)
|