РИТОРИКА (лекции). Лекции 7-8. Риторика - наука об эффективной коммуникации.

РИТОРИКА (лекции) - 1 - Зачем ее изучать.

Риторика учит правильно воспринимать речь в любом виде и эффективно ее порождать. Это третья наука из классичекого цикла, что мы изучаем.
Из ОФ мы знаем, что сейчас идет лавинный рост числа текстов в фактуре МК (фактура = орудие письма + материал письма). В основном речь идет об Интернете и других СМИ, когда чаще всего орудием письма является ПК, а материалом письма - машинный носитель (обычно электромагнитной природы).

Обилие таких текстов, а также печатных. письменных и устных, все жанры которых сохраняются (возможно в модифицированном виде) формулирует основную задачу риторики в следующем виде.

- Умение быстро воспринимать речь во всех видах и извлекать нужные смыслы для принятия оперативных решений. Не давать себя увлечь, сбить на деятельность, не выгодную себе и обществу.

- Умение изобретать мысль и действия и облекать их в такую речевую форму, которая отвечала бы обстоятельствам.

Это значит уметь создавать монолог, диалог и управлять ими, управлять системой речевых коммуникаций в пределах своей компетенции.

~

РИТОРИКА (лекции) - 2 - Определение.

~
При изучении риторики одна из трудностей состоит в том, что она излагается догматически. - Т.е. так, как ее излагали и две тысячи лет назад. Настоящие риторы не сдаются, изучают ее и сами начинают продолжать эту славную догматическую традицию.
Собственно говоря, риторика (Р) занимается только одной проблемой - как сделать свою речь эффективной в любых обстоятельствах. Т.е. чтобы твои слова

НЕ БЫЛИ -

- непротиворечивы,
- логичны,
- красивы,
- грамотны,

- а были ЭФФЕКТИВНЫ!

Это не значит, что они (ваши слова) не могут быть красивы, ... Но это д. быть только тогда, когда это нужно для достижения нужного эффекта.

Здесь можно привести совсем небольшой пример, что правильная литературная речь в армии неэффективна.
Еще пример - чтобы убедить человека не нужно (а иногда и вредно) быть логичным. Риторика пользуется паралогикой.
Критерий эффективности главный в Р.
Как это выглядит с точки зрения семиотики? Хотя бы к какой ее части относится Р? Возьмем пример. Р занимается тем, чтобы из всех высказываний с одной и той же семантикой "ПОЖАР" выбрать то, услышав которое люди побегут пожар тушить (можно поставить и другую цель). След. семантика у нас фиксирована. Получается, что Р относится к прагматике, тк изучает то, как сварьировать синтактику высказывания при неизменной семантике, чтобы получатель сообщения отнесся к нему так, как этого хочет его автор.
Классическое определение Р (одно из) - Р изучает отношение мысли к речи. При этом надо иметь в виду (это подразумевается в дальнейшем догматическом изложении в учебниках Р), что критерием правильности этого отношения являтся то, достигнут ли эффект, задуманный автором речи.
Еще раз - изучается отношение мысли к речи в начале коммуникативной цепи, а критерием правильности этого отношения является эффект (тот, что был запланирован!) на другом конце коммуникативной цепи.
Чистая прагматика!

~

РИТОРИКА (лекции) - 3 - Основные постулаты.

~
Собственно, постулатов, или основных догм в Р немного. Но они варьируются в зависимости от всевозможных условий и обстоятельств. Назовем их кратко, тк они прекрасно изложены в бесчисленных учебниках на бесчисленных языках.

1. Общие места (loci communes) - LC.
Это бесспорные истины хотя бы для двух людей - автора и получателя речи. На них опираются как на известное и строют свою речь на них как на фундаменте.
Системой общих мест (LC) мб охвачено разное число людей - от двух, как говорилось выше, до населения целых государств и континентов.

Существует очевидная иерархия LC, в зависимости от того, какое число людей их разделяет. Наверху - религиозные (христианские, мусульманские, буддийские). В самом низу - узкогрупповые и профессиональные (хакерские, феминистские, уголовные, студенческие и тд)

Говорят еще про топосы. Это тоже LC - только более мелкие смысловые единицы.

2. Образ ритора.

Никогда не надо путать личность ритора с его образом, который дедуцируется из его речи.
Это одна из основных догм риторики.
Ритор может принимать любые образы. Критерий - только эффект.
Здесь как раз и нужно сделать последнее замечание. Со времен античности в воспитании ритора важное место занимала этика. Чтобы он не ставил неэтические цели для своей речи. Иногда этика даже включалась в Р (Квинтиллиан).

Вот, собственно, и все - но стоит почитать хороший учебник Р, чтобы увидеть, что это только начало.

~


А теперь сам составь речь для Буша и послушай ее!

Речь Буша 28 января 2003 г перед Конгрессом



Сайт управляется системой uCoz