Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики - М.: СвР-Агус, 2000.- 136 с.
/Выборочный конспект Ю.Феодоритова. Курсивом выделены положения, добавляемые при проработке авторского текста/

Риторика XX века отличается тем, что она адресована массовой коммуникации как новому виду речи. Соответственно, цель данной работы - описание топосов (общих категорий смысла) информационного общества и путей введения их в речевую коммуникацию. Топосы массовой коммуникации - основа регулирования всех видов современных споров, смысловая основа решения конфликтов и продвижения проектов речевыми средствами.

1. Культура - источник противоречий

В соответствии со словарями, русскими и иностранными, словом "культура" называется "совокупность человеческих достижений". Каждое из достижений составляет факт культуры, содержащий правило или прецедент деятельности.
Для установления различий и противоречий между людьми, основанных на культуре, важен аспект обладания культурой. Большая степень культурной подготовки дает преимущества в конкуренции. Более высокая культура образует более комфортную жизнь при прочих равных возможностях.

Личности, происходящие из обществ с меньшим уровнем культуры, желают оказаться в обществе с более высоким уровнем культуры. Эти личности мигрируют из местностей со сравнительно низким уровнем культуры в общества с более высоким уровнем культуры. Этим путем формируются землячества. Единственным средством объединения людей в землячество является духовная культура, например, религия и традиции семей, вынесенные с исторической родины.
На территории, где проживает землячество, складывается антагонизм между землячеством и основным населением. Этот антагонизм основан на чувстве подозрительности. Основное население предполагает, что землячество пользуется такими источниками культуры, которые недоступны основному населению, и потому землячество в чём-то сильнее и опаснее основного населения своими связями. В свою очередь, землячество, видя недоверие основного населения, принимает меры самосохранения, усиливая свою замкнутость в духовной культуре.
Антагонизм выливается в те или иные символические или физические действия с обеих сторон. Это явление называется ксенофобией. Ксенофобия имеет много разновидностей. Например, антисемитизм, гонения на цыган, индо-мусульманские беспорядки в Индии, сегрегация от черного населения и др. подобное.
В рассматриваемом конфликте местное население следует идеологии национализма, который не приемлет миграцию представителей других народов на свою территорию в любой форме. Национализм занят развитием духовной и физической культуры своего народа. Характерная черта национализма состоит в поисках и укреплении духовных корней своего народа. Поскольку духовные корни любого народа отличаются от таких же у другого народа, то национализм, обращаясь к своим корням, устанавливает исключительность своего народа или культурно-родственных народов.
Землячество же руководствуется идеологией интернационализма - в культурных заимствованиях тот видит источник развития своей национальной культуры.
Для снятия этого антагонизма действует следующий "рецепт": "Землячество будет благополучным тогда, когда присвоит и ассимилирует культуру народа, среди которого оно обитает, и тем войдет в культуру страны". Как только оно овладеет этой культурой, культурный потенциал землячества окажется выше потенциала коренного населения, т.к. оно располагают еще и своей традиционной культурой. Его положение станет преимущественным, поскольку члены землячества будут выигрывать конкурентную борьбу у коренного населения. Будучи интегрированы в общество, члены землячества будут выдвигаться в элиту этого общества.
Тенденции к ассимиляции других культур усиливаются в центрах, объединяющих множество землячеств. Так, образовательные устремления характеризуют те местности, где население многонационально. Это, на первый взгляд, кажется неочевидным. Однако цивилизационные центры всегда отличаются этнической поликультурностью. И в наше время образовательные центры возникают там, где имеется многонациональное население. Примерами могут быть университетские города США и столичные города бывшего Советского Союза.

Другой распространенный тип противоречий в обществе связан с ситуациями, когда вторжение носителей иной культуры сопряжено с присвоением природных ресурсов и материальной культуры на обособленной территории, т.е. формированием анклава. Культурная динамика анклава направляется идеологией колониализма. Колониализм, сейчас, по преимуществу, бранное слово. Однако колониализм есть массовое передвижение народа, его стремление на новые, неосвоенные земли. К колониализму необходимо отнести все великие передвижения народов (арии, гунны, аланы, авары, вандалы, готы, славяне, тюрки, монголы, колонизация обеих Америк, заселение Австралии, Новой Зеландии, Океании, Аляски, Сибири и др. подобное). Без передвижения народов не было бы современного культурного и цивилизационного разнообразия, не было бы и современной мировой культуры.
Колониализму как идеологии противостоит сепаратизм. Коренное население стремится отделиться от метрополии, отстоять свое суверенное право на владение природными ресурсами и материальной культурой. Считается, что имеющейся духовной культуры достаточно для благополучия населения анклава. Поэтому не полезно делиться с кем-либо благами своей материальной культуры. Политическая доктрина сепаратизма состоит в суверенизации анклава, имеющего этнически преобладающий массив населения. Сепаратизм в настоящее время проявляется повсеместно. Так, в Великобритании отмечена тенденция к политической суверенизации Шотландии и Уэльса. Во Франции отделяется Корсика. В Бельгии к политической суверенизации стремятся фламандская и французские части, в Испании - баскская область, в Канаде - французская Канада. Подобные движения имеются на всех континентах. Распад соцлагеря также следствие сепаратизма. Разошлись страны Варшавского блока, а затем, республики СССР и республики Югославии. В Европе ранее разделилась Австрийская империя, в Азии разделились Индия и Пакистан и обе страны суверенизировались от Великобритании. Результатом сепаратистских движений является ослабление связей в области искусства, науки, религии и морали. Такие процессы ослабления духовной культуры уже просматриваются на территории бывшего СССР. Это объясняется тем, что сепаратизм стремится изолировать культуру анклава как самодостаточную, отделив ее от культуры страны.
В антагонизме, присущем анклаву, представители культуры метрополии могут устоять, только если будут миссионерами этой культуры. Здесь применим следующий "рецепт": "Анклав должен пополняться все новыми поколениями культуротворцев". Исторический опыт показывает, что удерживались только культуросозидательные миграции, а имеющие целью только захват культуры, обращались в землячества, и их носители растворялись в коренном населении.

Еще одним типом культурной динамики является развитие сословного строя, близкого к нему цехового строя и, наконец, профессиональных организаций, фирм. Люди приобщаются к технологиям и наследуют профессиональные навыки через семью, либо через профессиональное обучение. Под культурностью профессионального занятия понимается образованность профессионала и мера его трудового искусства вместе с общей эрудицией. Этот тип культурных движений связан не с перемещением по территории, а, напротив, с развитием культуры в одной данной местности. Культура профессии основана на однородных формах физической и материальной культуры и предполагает рост этой культуры и втягивание в профессию людей. Это порождает профессиональную солидарность и кастовость. Становление профессии базируется на секретах дела, в которые не должны быть посвящены другие люди. Так, браминская каста хранила веды и храмовую культуру древней Индии, средневековые европейские цеха хранили свои секреты, современные фирмы имеют коммерческие тайны, равно как и тайны партийной политики, государственной политики и др. Наличие тайны или секрета, возникающих вследствие разделения труда, не предполагает того, чтобы люди, хранящие тайну, были изолированы от общей духовной жизни и общей духовной культуры. Они отделяются от общей духовной жизни только в своем занятии, например, военные связаны присягой. Назовем такой класс людей профессиональной культурной группировкой.
Культура профессии возбуждает идеи профессиональной солидарности. Эти идеи ярко выражены у К.Маркса. Учение марксизма о социально-экономических формациях предполагало наличие профессиональной солидарности на любой стадии развития общества: рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, рабочие и капиталисты. Характерной чертой марксистского учения о профессиональной солидарности было утверждение о ведущей роли экономики по отношению к духовной культуре и об отсутствии исторического сложения всех видов культуры и их влияния на развитие общества. Это заменялось учением о базисе и надстройке. Базис и надстройка, таким образом, всегда есть генеральное противостояние на основе профессиональной солидарности. В государствах, построенных на коммунистической идеологии, центром общественного управления было планирование профессиональной занятости и регулирование объемов и качества профессионального труда.
Указанием на марксизм автор как бы охарактеризовал масштаб противоречий в обществе, возникающих в связи с идеями профессиональной солидарности. Развитие производительных сил вызывает к жизни новые профессии и профессиональные группировки - как в производстве, так и в распределении и потреблении. Новые формы общественного разделения труда входят в противоречие со старыми. Последние успешно отбивают попытки их ревизии, до определенных пределов модифицируются или притворяются, что идут в ногу со временем, но на каком-то этапе рушатся, и на их обломках утверждаются новые профессиональные группировки. Восстания рабов, пролетарские революции, социальные реформы, борьба научных школ, конкуренция политических партий за голоса избирателей, конкуренция фирм на рынке, лоббирование и бюрократизация… - все культурные конфликты, связанные с разделением труда, попадают в этот раздел.
Становление профессии как особого положения в системе разделения труда и, соответственно, повышенных прав в системе распределения материальных и духовных благ неизбежно связано с конфликтом. Претендент должен доказать окружающим и постоянно подтверждать свое право на узкую специализацию (остальные в большинстве своем являются универсальными работниками, находящимися "на побегушках" у начальника) и на привилегированное положение при распределении благ. В животных сообществах привилегированное положение особи отстаивается силовым путем – через победы в стычках. В сообществах, объединенных культурой, силовой способ отступает на второй план, а главным путем демонстрации значимости служат доказательства культурного превосходства – трудового мастерства и технической оснащенности, владения недоступными другим способностями, олицетворения святых для сообщества ценностей. Утаивание профессиональных знаний и навыков как "секретов дела" – один из способов утверждения профессии.
Идеологией профессиональных группировок является элитарность – социальное неравенство, основывающееся на разделении труда и дифференцированном распределении благ. Люди же вне профессиональной группировки руководствуются в отношении к ее представителям идеями равенства, уравниловки в распределении. Для преодоления этого антагонизма действует следующий "рецепт": "Профессиональное сообщество будет благополучным, если общество признает полезной его работу и справедливым его статус в системе распределения благ".

Еще одним владельческим классом внутри общества является поколение. Культура является для нового поколения наследуемым имуществом, которое каждое новое поколение получает даром. Самым простым отношением нового поколения к культуре является усвоение культуры предшествующих поколений - обучение культуре и культурное воспитание.
Связь поколений в культуре не есть простая передача культурных навыков и знаний. Это всегда переоценка существующей культуры. Не говоря об оценках литературы и искусства, новое поколение может иначе подойти к обработке почвы, применению сельскохозяйственных культур, изменяет отношение к породам животных, строениям, инструментам, технологиям, считая их как бы не своими и требующими реформ или замены. Критика и переоценка традиции у нового поколения сопровождается, по меньшей мере, попытками изменить форму поступков, предполагая свою форму поступков, т.е. предлагает новый стиль, по меньшей мере, в поведении. Вслед за этим могут быть созданы и новые духовные произведения и произведения новой техники и новые технологии. Новое поколение всегда делает революции и реформы
Новое поколение еще не создает культуру (не проводит отбор) и не владеет культурой. Вступая в социальную жизнь, оно должно усвоить духовную культуру, приобрести материальную и стремится к этому. Но усвоить духовную культуру в достаточном объеме трудно, прежде всего, из-за ее величины и сложности. Поэтому, нередко, проще ее начать выдумывать заново. Так начинает создаваться новый стиль, т.е. некоторый комплекс философии, искусства и взглядов на позитивное знание. Новый стиль нередко сам называет себя культурой. Ярко проявил себя модернизм, отрицавший всю предшествующую культуру. Это делалось в надежде на то, что модернизм заменит собой все духовное наследие и утвердит "новую эру" в культуре. Но так поступал не один модернизм. Все предшествующие стили вели себя сходным образом. Поэтому стиль всегда есть определенная мера культурного невежества. Отсюда характерны утверждения стилистов: "мы творим, а что останется от нас - об этом судить будущим поколениям".
Идеология нового поколения – либерализм: низвержение старой культуры, самоутверждение через новый стиль. Другие поколения не могут принять негативизм молодых и их разрушительные устремления – ведь культура уже обжита этими поколениями – в нее вложен их труд, с ней связаны святые ценности и смысл жизни. Поэтому идеологией старших поколений по отношению к молодежи является консерватизм – идеи сохранения культурного багажа и его развития эволюционными методами. Как говорится в афоризме: "У того, кто в 16 лет не был либералом, нет сердца; у того, кто не стал консерватором к 60-ти, нет головы" (Б.Дизраэли). Разрешение антагонизма этих двух идеологий достигается следующим "рецептом": "Благополучны те представители нового поколения, которые в состоянии обогатить культуру своими достижениями и адаптировать ее к новым условиям существования общества".
В культурных противоречиях поколений существенно также отношение к старейшему, уходящему поколению. Это поколение является носителем самого богатого, интегрированного с прошлым опыта культурной жизни, хранителем традиций и обычаев. Оно олицетворяет славные победы, выдающиеся достижения, т.е. святую область культуры. Оно, будучи отрешено от корыстных интересов, способно и склонно выступать в качестве судьи в разрешении споров представителей культуры. Однако это поколение не имеет серьезных рычагов власти и всецело зависит от отношения младших поколений. Если общество ценит традиции, то старейшее поколение окружено у него почетом. Почтение к старшим, прививаемое с детства молодежи, предохраняет ее от разрушительного негативизма, способствует преемственности культуры. Выигрывают и все остальные поколения, поскольку могут своевременно разрешать конфликты, обращаясь к суду мудрейших.

Подытоживает рассмотрение противоречий культуры обращение к развитию культуры населением как целым. Автор различает здесь три градации: фольклорная культура, не выделяющая профессий, а имеющая их как бы в зародыше (кочевые народы, насильственно переселенные народы), культура края (территориально обособленной хозяйственной единицы), культура страны.
Средством борьбы за цельность культуры страны и ее культурное развитие является идея патриотизма. Культура страны представлена всеми формами культуры и культурами народов, ее населяющих, а ее территория со всем объемом материальной культуры, расположенной на этой территории, объединяет эти народы. Регулярно осуществляется отбор правил и прецедентов деятельности, сохраняется владение этими ценностями и проводится общее обучение и воспитание. Всё это вместе нуждается в сохранении и приумножении. Выпадение или ослабление одного из этих элементов уничтожит культуру страны, а вместе с тем, поставит под сомнение существование самой страны.
Любовь к Родине, составляющая основу идеи патриотизма, представляет собой постоянный интерес к ее культурному развитию, подобно тому как родители постоянно чувствуют интерес к развитию своего ребенка. В развитии ребенка и в развитии страны видится процветание в будущем. Чувство обеспечения процветающего будущего составляет суть патриотизма. Если по каким-либо причинам утрачивается эта любовь, надежда и вера в будущее, то утраченным оказывается и чувство патриотизма. Поэтому патриотизм, как политическое поведение, не допускает поношения страны или умаления ее достоинств, а также действий, которые могут к этому привести.
Патриотизму противопоставлен космополитизм. Под этим словом понимаем стремление части народа отказаться от родной культуры, культуры страны и приобрести иную культуру для своих детей. Подлинный космополитизм проявляется, например, у некоторых корпораций внутри общества: "воров в законе", "контрабандистов", "террористов" или иных групп населения, желающих жить своим законом и обычаем. Для этого подобные группы разрабатывают свою мораль и требуют соблюдения этой морали от членов своих групп. Отсюда деление на "людей в законе", и "фраеров", которые как бы и не люди. Мораль такого рода поддерживается насильственными мерами. Людей, входящих в такие группы и нарушивших мораль, карают, нередко смертью, как изменников. Таковы, в частности, религиозные секты тоталитарного характера, где религиозные установки не имеют догматики, а создаются основателем секты (часто ради обогащения), террористические группировки с классовой, или националистической, или сектантско-религиозной идеологией. Космополитизм противополагается патриотизму. "Вор в законе" или террорист говорит, что он не имеет отечества, верен только своей группе и ведет себя в соответствии с этим.
Космополитизм надо отличать от стилевых группировок людей, которые в целом признают общие законы и обычаи страны, но утверждают свою исключительность, сопротивляясь некоторым традициям и обычаям страны. Например, гомосексуалисты как движение, битники, стиляги и др. подобные. Разница между ними и космополитическими группами в том, что они противополагают себя не всем институтам общества. Стилевые группировки, напротив, стараются усовершенствовать существующие традиции.
Между культурой страны и культурой космополитической группировки существуют непримиримые противоречия. Космополитизм является по отношению к стране носителем антикультуры и карает своих адептов, если те изменяют этой антикультуре и переходят на сторону общества. В свою очередь, общество карает носителей антикультуры как изменников. Так, "вор должен сидеть в тюрьме, а террорист должен быть мертв", худшим обвинением гражданину является изобличение его как агента враждебной державы и т.п. Подобные противоречия не могут быть сняты развитием культуры, а только примирением между враждующими сторонами. Например, государства могут вступать в союз, и тогда их агентура начинает действовать в интересах этого союза.

Рассмотренные выше противоречия в культуре и связанные с ними идеологии являются основанием для стилевых движений (упрощенных модификаций культуры). В современной России автор выделяет следующие стилевые движения:
1. Патриотизм — широкое общественное движение, поддержанное церковью, прокоммунистической идеологией (при всех расхождениях атеизма коммунистов и теизма церковников) и любыми антиреформаторскими элементами в политике, экономике и в образовании.
2. Национализм — проявляется в оживлении интереса к родной истории, родному языку и родному краю как нерусского (например, тюркского, финно-угорского населения и кавказского населения). Национализм проявляется, прежде всего, в системе образования, стремлением усилить образование на родном языке, развить преподавание родной истории и культуры. Это характерно и для русских общин в странах СНГ и за пределами стран СНГ.
3. Сепаратизм - ярким примером является Ичкерия, сепаратизм ярко проявился и в так называемых "Беловежских соглашениях". Сепаратистские настроения характерны и для Якутии и вообще для всех тех территориальных образований, где материальная культура по своему характеру обещает быстрый приток материальных благ. При разделении СССР республики проявляли разную степень сепаратистского энтузиазма в зависимости от осознания денежных выгод, идущих от материальной культуры. Сепаратистское движение в Прибалтике основывалось на понимании сравнительно высокой развитости материальной инфраструктуры, то же в Абхазии и Грузии. Узбекистан, напротив, был как бы разочарован распадом Союза, во многом благодаря сравнительно малой развитости инфраструктуры.
4. Культура поколений воплотилась в либерально-демократическом движении. Цели этого движения состояли в том, чтобы "учиться у Америки", завести американские "цивилизованные" порядки. Для этой цели видоизменить тип приобщения к духовной культуре через образование и характер содержания образования. На этой основе завладеть материальной культурой, устранив прежних владельцев указанием на их невежество, на неспособность "совков" стать цивилизованными людьми. Эта цель во многом была достигнута.
5. Ксенофобия - помимо классического проявления антисемитизма и национальной исключительности евреев, презирающих гоев (иноверцев), ксенофобия развилась на Кавказе в так называемых национальных конфликтах (например, осетинско-ингушский конфликт), ксенофобия против русских и оживление казачества, ксенофобия в больших городах против выходцев с Кавказа, в Прибалтике против русских и др. подобное.
6. Профессиональная солидарность проявилась, с одной стороны, прежде всего в захвате недвижимости и в борьбе за нее, а также в прокламировании требований преимуществ для своей профессии: движение шахтеров, требования журналистов, учителей, военных, медиков и других профессиональных групп, в том числе политиков. Профессиональная солидарность проявляется в профсоюзном движении, формировании политических организаций с опорой на определенные социальные слои.
7. Соревновательность выражается в краевом движении угрозами разделения России, требованием денег из федерального бюджета, развитии народных промыслов, местных праздничных ритуалов, попытками введения автономных норм права и т.п.
8. Антикультура проявила себя в том, что возникли новые организованные преступные формирования, потеснившие подлинных "воров в законе", распространился криминальный бизнес, развились новые религиозно-криминальные группировки, вроде хаббардианцев, "Белого братства" и подобных, отвергающие культурный истеблишмент.

Можно видеть, что развитие стилевых движений происходит постепенно и проходит разные стадии. Зарождающееся стилевое движение сначала акцентирует свои отличия от сложившихся норм культурного поведения, принятых в данное время. Затем оно переходит к демонстрации противоречий в дискуссиях и, наконец, к прямой борьбе в виде конфликтов в действиях. Описание механизмов воздействия на общественное сознание, задействованных в ходе развития стилевых движений, - тема следующего раздела.

2. Борьба идей

Действия в борьбе идей имеют три стадии интенсивности: различия во мнениях, противоречия в дискуссиях и прямая борьба в виде конфликтов в действиях.
Различия во мнениях отражаются в высказываниях, авторитарного характера типа "Я (или Мы) считаем". Различия во мнениях могут проходить в разных видах словесности: устных диалогах, анекдотах, слухах и сплетнях, письменных и печатных высказываниях, интервью в средствах массовой информации, открытии сайтов в Интернет. При этом всякий раз высказываются свои позиции, критикуются или замалчиваются не свои позиции.
Для того чтобы различия стали противоречиями, необходимо одно условие — единство аудитории, в которой стороны высказывают мнения, содержащие различия. В зависимости от видов словесности эти аудитории могут быть следующими:
— В устном бытовом диалоге достаточно того, чтобы в неофициальном кругу сошлись люди для неформального общения. Это общение может перейти в полемику.
— В организованном разовом собрании люди, высказывающие различные мнения, могут продемонстрировать их друг другу и вступают в полемику.
— Аудитории, где устно высказываются различные мнения, могут быть организованы на постоянной основе. Это - дискуссионные клубы, собрания акционеров, советы фондов, директоров предприятий, военные советы, педагогические советы, ученые советы и т.п., вплоть до парламентов. Здесь также возможна полемика.
— Аудитории, где каждый может высказать свои мнения письменно. Характерный пример – конференции и чаты в Интернете.
— Аудитории, где высказываются различные мнения в письменном виде, но так, что часть аудитории может высказать мнение, а другая, обычно большая, остается пассивно воспринимающей речь. Так бывает в журнальной, книжной полемике и в полемике в средствах массовой информации.
Только эти пять видов аудитории могут продемонстрировать противоречия.
Для того чтобы противоречия переросли в конфликт, когда действуют не только речью, но и практическими действиями: вооруженной борьбой, террором, забастовками, перерывами в работе транспорта, связи, энергоснабжения и др. подобными, необходимы особые речевые условия. Так, переход к действию возможен после диалога, обмена письмами и документами.
Что касается массовой коммуникации, т.е. массовой информации, информатики и рекламы, то она направлена не на конкретные действия, а на массовые действия, такие как производство покупок определенных товаров, услуг, организации демонстрации, массовых трудовых действий, массовых праздников и т.п. Эффективность этих организующих словесных воздействий может быть весьма высокой. Так, известная компания "МММ" благодаря удачной рекламе показала высокую меру эффективности массовой информации при организации массовых действий.
Особенность действий, организуемых массовой коммуникацией, состоит в том, что они однородны и примитивны по своей структуре. Не предполагается, что люди будут осуществлять свои действия на основе кооперации и разделения обязанностей.
Однако массовая информация редко прибегает к непосредственным призывам к прямому действию. Ее роль состоит в ориентировании населения в текущих событиях и, отсюда, в формировании у населения готовности к деятельности. Готовность к деятельности предполагает, что люди, воспринимая сообщения массовой информации, во-первых, ориентируются в ослаблении или усилении темпа работы в своей профессии. Например, фирмы определенного профиля могут расширить или, наоборот, сократить объемы своей работы или переориентировать свою работу, занявшись другим видом деятельности. Это относится не только к фирмам, но и к любым организациям и отдельным людям.
Например, пессимистическое охаивание качеств своей, российской продукции (небывалая вещь в бизнесе!) характеризовало жизнь общества начала 90-х годов. Подобная антипропаганда привела к обездвижению российской экономики и к захвату российского рынка. Вина массовой информации в этом - очевидна.
Свойства массовой информации и рекламы позволяют им быть источником противоречий и, одновременно, быть ареной конфликтов, которые получили название "психологической войны".
Психологическая война - это не полемика в массовой информации, а нечто совершенно другое. Она преследует цель не выявить различия и противоречия во мнениях, а уничтожить управление действиями, которое берет на себя массовая информация и реклама.
В психологической войне ставится цель имитации содержания массовой информации и рекламы с целью создать смысловые помехи в массовом управлении. Делается это так:
- массовая информация на определенном языке действует в пределах страны, где данный язык является средством общения;
- за рубежом на деньги враждебного государства открывают новые органы массовой информации, ведущие свою деятельность на языке противника. Наиболее удобным средством массовой информации в этом случае являются электронные средства, прежде всего радиостанции, т.к. печатные и телевизионные средства более труднодоступны в стране, против которой ведется психологическая война;
- Массовая информация имеет ядром содержания информационные программы и рубрики. Каждая такая программа или рубрика содержит комплекс сообщений о фактах. Каждое сообщение о факте рядоположено другому. Между отдельными сообщениями присутствует не логическая, а образная связь, выражающаяся в методах компиляции сообщений и оценочной лексике. Метод компиляции и тип оценки задан так называемым "Символическим зонтиком" - системой символов, которые разрабатываются на основе государственной идеологии, которой обучается население в системе школьного и внешкольного образования. Эта система символов хорошо известна населению страны, против которой ведется психологическая война. Если бы враждебное средство массовой информации следовало в своей символической организации своей государственной идеологии, то это привело бы только к различию во мнениях, что может даже укрепить государственную идеологию той страны, против которой ведется психологическая война. Суть подрывных действий в психологической войне состоит в том, чтобы, имитируя "символический зонтик" страны строить информационные программы и рубрики в пределах этого символического зонтика. В этом случае сообщения враждебных средств массовой информации воспринимаются как "свой". Они становятся понятными и составляют дополнительное разнообразие к воспринимаемым известиям, исходящим от средств массовой информации страны, против которой ведется психологическая война. Таким путем достигается следующий эффект: управляющие массовыми действиями рекомендации как бы дублируются "сдваиваются" и теряют четкость. Вследствие этого нарушается как управляющая, так и ориентирующая составляющие содержания массовой информации и в практической деятельности наступают нарушения и застой. "Сдваивание символического зонтика" подобно двум приказам в сумке курьера, тексты которых в основном идентичны и расходятся в деталях. Получив два таких текста, исполнитель приказа останавливается и начинает запрашивать окончательный текст или разъяснения, а тем часом дело стоит.
Кроме "сдваивания символического зонтика", в сообщения вводятся элементы добавочной информации, основанные на современном учении о конфликтах и нацеленные на дискредитацию отечественных СМИ и политики властей, дезориентацию населения. Современное учение о конфликте выделяет два основных понятия: вызов и угроза.
Под вызовом понимают потенциальные или реальные действия, которые проводит или может провести противник в конфликте. Эти действия могут быть: 1) уже свершившимися; 2) такие, которые противник на основании имеющихся данных может совершить, или 3) такие, которые противник в силу объективного характера своего развития будет совершать под воздействием внутренних причин, присущих ему по природе. Эти вызовы могут происходить из территориальных притязаний, экономической конкуренции, идеологического развития, характеризующих динамику жизни противника.
Таким образом, вызов - это действие противника, которое может поставить свое сообщество в невыгодное положение и тем содержит опасность для своего сообщества. Развитие космонавтики в СССР и первые полеты в космос содержали вызов для США. Когда Н.С. Хрущев публично обещал не только догнать, но и перегнать США "по молоку и мясу", то это тоже был вызов, но чисто словесный, т.к. материальная культура сельскохозяйственного производства не позволяет это сделать в короткие сроки, не говоря уже о различии природно-климатических условий.
Но вызов "по молоку и мясу" реально и объективно содержал не вызов, а угрозу, т.к. дезориентировал стратегию сельскохозяйственного производства. Но это была уже реальная угроза для советского сельского хозяйства. Всякое хвастовство представляет собой угрозу для того, кто хвастает. В целом хвастовство выливалось в тезис о том, что в СССР создано передовое и лучшее общество.
Угроза предполагает возможное разрушение своей социальной структуры в результате неверных замыслов и действий:
1) Пренебрежение данными своей истории и своей культуры.
Пренебрежение данными своей истории и своей культуры предполагает противоречия и конфликты внутри общества между культурно неоднородными группировками. Каждая такая группировка или формирует свои идеалы в противостоянии идеалам других группировок или просто уничтожает исторические идеалы как таковые. Это содержит возможность создания гражданских неурядиц. В этом отношении в СССР сложились многие угрозы. Трактовка истории была однобокой и методологически беспомощной. Культура понималась не как база развития, а как развлечение. Были совершены нападения на церковь и религию, хотя именно религия и церковь были важнейшими факторами консолидации государства и многое другое.
2) Ложь в плане учения о конфликтах представляет собой намеренное искажение интересов и целей, производимых людьми одной социальной группировки по отношению к другим, в связи с преследованием конкретных целей, часть из которых отражает прямые политические цели одной из группировок.
Под словом "ложь" мы понимаем прямой обман общества с целью повернуть ситуацию в обществе в направлении интересов группировки, производящей ложь.
Характерной угрозой такого рода были кампании против вейсманистов-морганистов в биологической науке, против западной буржуазной науки в 1948 г., против кибернетики и другие подобные кампании. Очень опасным видом лжи являлось замалчивание достижений и просто идей в области социологии и экономической науки.
3) Клятвопреступление.
Под ним надо понимать программные заявления какой-либо социальной группы или отдельного лица, ее представляющего, как объективное свидетельство о фактах или намерениях идейных противников и которое подтверждается личным авторитетом человека или группы, производящей такие заявления.
Особенно широко порок клятвопреступления поразил наше общество в литературных дискуссиях, проводившихся РАПП, МАПП и другими литературными группами, когда творчество и заявления так называемых противников не изучались и не разбирались, а просто клеймились. Опасным рецидивом этого была дискуссия против книги "Доктор Живаго" в Союзе писателей.
4) Воровство.
В социальном масштабе означает неправильное распределение вознаграждения за труд, когда какое-либо лицо или социальная группа занимается тем, что присваивает себе в прямой или косвенной форме труд других людей и, тем самым, образует несправедливое разделение труда по количеству и качеству.
Воровство в СССР особенно развилось в последние 20 лет Советской власти. Оно носило массовый характер как форма растаскивания рабочими, крестьянами, администрацией социалистической и общественной собственности, небрежным отношением и растратой общественного имущества, а на этом фоне развилось взяточничество и кумовство партийно-административного аппарата.
5) Насильственные действия.
Поступки, производимые отдельными людьми или группой лиц в отношении других лиц или группы, возникающие под влиянием каких-либо интересов, чувства вражды или вследствие односторонней информации.
Этот порок вылился в массовые репрессии, ныне достаточно сильно осужденные прессой.
Эти пять причин порождали дезинтеграцию общества, обусловили его распад. Конфликтологическое понимание угроз сводит их к нарушению основных норм морали: чти отца и мать, не лги, не совершай клятвопреступлений, не кради, не совершай насильственных деяний (не убий). Таким образом, аморализм составил причину распада "реального социализма", на знамени которого значились девизы нестяжательства и общего блага, братства, дружбы, общего духовного благоденствия.

Для противодействия в психологической войне и морального реагирования на вызовы и угрозы в обществе должна быть развернута полноценная система речевой деятельности.

3. Языковые средства формирования и разрешения конфликтов

Современная риторика рассматривает отношения людей через речь. Она устанавливает: а) условия, в которых возможен тот или иной вид речи (этос), б) направленность содержания в зависимости от вида речи (пафос), в) уместные средства языкового выражения применительно к условиям и направленности содержания (логос).

1. Условия, которые предъявляет слушающий говорящему - этос. Этос реализуется в законах и правилах, таких как этикет, регламент собрания, процессуальный кодекс (в суде), цензурные правила и т.п.
Этос речевых коммуникаций — организованное воздействие средствами морали, административными мерами и юридическими установлениями на отправление речевых действий. Например, совещательная речь строится при соблюдении речевого этикета и регламента собрания; проповедь - этикета, литургики и канонического права; массовая информация - этикета, цензурных правил, авторского права, лицензионного права, трудового права.
Основное правило управления речевыми коммуникациями состоит в совершенствовании системы этоса. Если система несовершенна, то возникают тяжелые социальные эксцессы, происхождение которых неясно для людей и имеет в глазах людей как бы стихийный характер.
Управление обществом, его настроениями, деятельностью определяется тем, насколько мощно соотносительно с другими видами словесности представлен тот или иной вид словесности. Соотношение видов речи в обществе важно для общественного и государственного управления. Так, если документы как вид речи чрезмерно развиты в сравнении с другими видами речи, то общество бюрократизировано. Если недостаточно развита в сравнении с другими видами речи, то общество политизировано. Если слабы письменные сообщения, то личность чувствует себя одинокой, если не развиты системы информационного поиска, то наносится ущерб культуре. Гиперразвитие информационных систем также приводит к падению культуры, т.к. возможен информационный вандализм.
Общество может быть устремлено на практическую деятельность, если в нем большое место занимает диалог, обмен письмами и документами, и массовая коммуникация.
Общество может быть пассивным, если эти виды речи ослаблены по отношению к слову, к молве, фольклору, судебной и совещательной речам, всем видам гомилетики (учебных речей и пропаганды) и всем видам литературы. Стагнация в СССР была связана с предпочтением недейственных видов речи ("Дух играл, а дела мало").
Правильный баланс объемов разных видов речи достигается при сочетании всех составляющих этоса диалогов - диалектики, эристики и софистики (последние две в истории нередко клеймились и изгонялись как аморальные).
Диалектика - условие ведения диалога, при котором стороны согласились совместно искать истину и действовать в общих интересах. Диалог ведется с уважением к оппоненту и в соответствии с правилами логики. Пример: ученый диспут, организация кампании.
Эристика — условие ведения диалога, при котором все стороны стремятся только к личной пользе. Здесь преследуется цель выиграть спор независимо от того, какими средствами он ведется. Цель речи – утвердить свое право на поступок и оставить за собой окончательное суждение. Диалог ведется с презрением к оппоненту и безотносительно к правилам логики. Пример: спор сторон в суде, ведение пропаганды.
Софистика - условие ведения диалога, при котором стороны прибегают к диалектическим аргументам, но имеют в виду свою выгоду. Софистика занимает промежуточное место между противоположными этическими требованиями диалектики и эристики. Здесь ученость суждений приобретает практическую направленность, мудрость присутствует ради выгоды. Диалог ведется, чтобы ввести в обман и угодить оппоненту, при этом используются как правила логики, так и софизмы. Пример: дебаты в парламенте, обсуждение условий кредита в банке.
Условия диалектики, эристики и софистики либо заранее оговорены, либо молчаливо подразумеваются (например, торговля на базаре), либо осуществляются по установленной традиции.
В демонстрации противоречий, как правило, присутствует эристика (т.е. стороны отстаивают не истину, а интересы). Лишь в некоторых случаях полемика приобретает характер диалектического диалога (где стороны совместно ищут истину).
Переход к диалектике возможен тогда, когда полемизирующие стороны объединяются вокруг одной цели. Например, полемика в правлении банка по поводу увеличения фондов, в парламенте в случае внешнего по отношению к государству вызова.
Правительство, которое не может преодолеть противоречий внутри страны, иногда прибегает к тому, чтобы организовать внешние вызовы или внешние угрозы. Сходным образом и внутри страны в тех или иных организациях ищут реальных и воображаемых конкурентов или даже личных врагов. Это обеспечивает переход от эристики к диалектике в полемике. В процессе диалектического спора противоречия могут быть конструктивно разрешены.
И эристика, и софистика, представляя интересы отдельных людей и групп людей, должны и существовать, и развиваться для того, чтобы выразить эти интересы. Эристика и софистика сталкиваются в виде монологов, составляющих разные диалоги. Эти столкновения эристических диалогов могут быть названы речевой конкуренцией. Общества, где речевая конкуренция приглушалась, испытывали стагнацию. Ярчайшим примером этого является Римская империя с ее обожествлением императоров, государственным культом, затиханием риторической борьбы. Ближайшим к нам примером является стагнация общественной жизни в десятилетия правления Л.И. Брежнева, во время которой формировалось плановое отставание в развитии не только смыслов речи, но и речевой техники.
Речевая конкуренция - источник изобретения мысли. Экономической (денежной) борьбе на рынке предшествует речевая борьба. Всякое экономическое и хозяйственное действие социализируется в условиях рынка через речь. Экономическому действию предшествует речевое действие.
Психологическим стимулом конкуренции совсем не обязательно является денежная прибыль. Более мощным стимулом является авторитет действователя, неважно кто он: политик, актер, ученый или бандит. Авторитет завоевывается в конкурентной борьбе. Ведущей формой такой борьбы является речевая конкуренция. Примером острейшей речевой конкуренции являет писательская конкуренция за авторитет в сфере художественного слова, который совсем необязательно воплощается в категории прибыли.
Речевая конкуренция по большой части ведется софистикой и эристикой, но также и диалектикой. При этом в массиве речи диалектика занимает по времени, отводимому на речь (письменную и устную), сравнительно скромное место. Однако оценка диалектики только по числу слов и времени в общественном диалоге не является оценкой ее реальной значимости.
Эристические и софистские столкновения диалогов, в конце концов, приводят к выявлению общих мест, на основании которых живет диалектика. Эти общие места оправдываются, очищаются и канонизируются диалектикой. В наше время, прежде всего наукой как текстом, наиболее близким по своим задачам и технике составления к диалектике.

2. Намерение говорящего и реализация намерения сообщить нечто слушающему - пафос. Пафос - реализуется в целях установления совместной деятельности.
Пафос диалогов подразделяется на следующие виды (их названия даны по видам деятельности, где соответствующий пафос представлен наиболее ярко):
1/ Диалог семейный — пафос неопределенный, совмещающий в себе все виды пафоса (изначальный вид).
2/ Диалог властный состоит из: 1. Формулирования нужды совершить что-либо; 2. Формирования предложений по условиям, в которых совершение задуманного возможно; 3. В согласии всех на предложенные условия.
3/ Диалог военный состоит из: 1. Определения критерия успеха определенного действия; 2. Определения плана действий; З. Доведения плана до исполнителей.
4/ Диалог дипломатический ("искусство жить") состоит из: 1. Поддержания отношений путем речевых контактов; 2. Невмешательства в действия и речи других лиц и групп; 3. Недопущения вмешательства в свои планы и действия.
5/ Диалог разведывательный состоит из: 1. Установления общих идеалов и целей, гарантирующих безопасность сторон; 2. Расспросов на интересующую тему; 3. Сообщения информации на интересующую тему.
6/ Диалог следственный и судебный состоит из: 1. Обнаружения истинного состояния или события в прошлом; 2. Истолкования причин и факторов прошлого состояния или события; 3. Заключения о характере прошлого состояния или события как урока на будущее.
7/ Диалог финансовый состоит из: 1. Установления интересов сторон; 2.Оценки меры труда по объему и сложности; 3.Установления денежного эквивалента по затратам труда.
8/ Диалог административный состоит из: 1. Определения оптимальной структуры коллективной деятельности; 2. Приказа о полномочиях лиц, начала и прекращении действий; 3. Отчета о результатах деятельности с их анализом.
9/ Диалог образовательный состоит из: 1. Сообщения суммы знаний или сведений; 2. Повторения и воспроизведения знаний и сведений; 3. Оценки усвоенности знаний и сведений.
10/ Диалог ученый состоит из: 1. Сообщения положений о природе предмета; 2. Критики сообщения; 3. Выдвижения нового положения.
11/ Диалог деловой состоит из: 1. Формулирования наблюдений за интересующей стороной жизни объектов; 2. Принятия решений на деятельность; 3. Определения и конституирования структуры деятельности.
12/ Диалог обрядовый состоит из: 1. Эпидейктической (показательной) речи; 2. Повторения положений эпидейктической речи; 3. Изменения внутреннего состояния человека и общества путем внутренней речи (солилоквии).
Все двенадцать видов пафоса разделяют диалоги на жанры. Жанры диалогов образуют полноту речевой жизни общества. Недостаток какого-либо жанра приводит к возмущению в обществе, соответственно: 1. Бессемейственности и падению рождаемости, 2, 3. Бездеятельности, 4. Личной неуверенности и одиночеству, 5. Обстановке неинформированности, т.е. отсутствия гласности, 6. Беззаконию и криминалитету, 7. Дефектам денежного обращения, несправедливости, 8. Бесструктурности и беспорядку в обществе, 9. Падению образованности, 10. Неразвитию знаний и мнений, 11. Стагнации жизни, 12. Бездуховности.
Тот, кто стоит во главе общества или коллектива должен организовывать дебатирование во всех жанрах диалогов в зависимости от того, какой вид возмущения в данный момент представлен.

3. Понимание данной речи слушающим при условии единства языкового кода и единства толкования категорий стиля - логос. Логос реализуется в формировании общих мест через диалог. Самых широких - мораль и самых узких - семейная традиция или направление деятельности конкретной организации. Общие места постоянно развиваются и составляют умственное и духовное достояние общества.
Общие места или топосы бывают частные, профессиональные и обобщенно-личные.
Частные общие места возникают в результате уговора в малых коллективах (например: распределение ролей в семье, философия предприятия и т.п.). Профессиональные или специализированные складываются в истории какого-либо вида деятельности (например: исходные положения науки, или основания права в том или ином государстве - положения конституционного права). Обобщенно-личные представляют собой общее знание, которое не критикуется (например: положения морали, "символический зонтик" массовой информации).
Особенностью топосов является их тривиальность для участников диалога. Исходя из топов, являющихся основанием для договоренности и понимания, каждый речедеятель отслеживает не топосы, а именно новизну эмоционально-логической аргументации. Поэтому топы присутствуют, но о них в данной речи, как правило, не упоминают ни создатель речи, ни ее получатели.
Историческим ядром общих мест является мораль. Мораль развивается по мере развития речевых коммуникаций. Центром общих мест массовой коммуникации также является мораль. Искусное формулирование и применение моральных суждений — основа продвижения проектов и речевого разрешения конфликтных ситуаций.
Если нормы права предполагают деяние, суд, учет конкретных интересов в данном деле и имеют прямое действие через суд, то нормы морали касаются любого деяния. Всякое деяние имеет результат, который получает оценку в последующем, которая на практике проявляется отношением и действием со стороны других людей. Вор может получить наказание по закону, но с точки зрения морали вор получает неодобрение других людей, выпадение из сферы общественных отношений и потому ему нет защиты от общества. Это, нередко, более страшная кара, чем наказание по судебному решению.
Таким образом, мораль есть правила, сохраняющие людей от риска лишиться защиты со стороны общества, и потому другие члены общества могут этим воспользоваться. В этом состоит полная неотвратимость наказания за аморальный поступок. Знание морали, поэтому, является всеобщим. В этом качестве мораль есть всеобщие топосы, опирающиеся на лексику.
Нумеративная картина мира до времени книгопечатания подвижным шрифтом, т.е. до новой науки, играла роль общих мест в суждении о мире. Она объединяла математику, музыку, астрономию и язык в одном мировоззрении и служила научным основанием техники того времени: сельскохозяйственной, строительной, механической, химической (алхимии), световой (катоптрика) и др. подобному и тем подтверждала себя на практике.
Со времени книгопечатания нумеративная картина мира постепенно заменяется научной картиной мира. Научная картина мира в своем становлении вырабатывает основания или отправные начала для каждой науки. Так, физика рассматривает взаимодействия объектов мира вне изменения и превращения их внутреннего состава, тогда как химия становится наукой об изменениях и превращениях тех тел, которые рассматриваются в физике. Гуманитарные науки отделяются от естественных тем, что естественные науки изучают мир вне человека, а гуманитарные рассматривают тот же мир, но в условиях деятельности человека. Так, физическая география описывает природу, но учитывает воздействие человека на ландшафты. Уточняются границы истории по отношению к географии и др. подобное.
Разделение наук по их исходным положениям, основаниям есть общие места. Каждая наука имеет свои начала, т.е. свои общие места в риторике научного текста. Разделение позитивного знания на серию общих мест, каждое из которых присуще определенной науке, сделало непригодным нумеративную картину мира.
Однако общим местом речи во всех видах словесности стало доверие к науке как истинному знанию, и ссылка на научный авторитет и авторитет науки стала применяться как общее место. Авторитет пророческих текстов как источник общих мест был забыт.

4. Топосы массовой коммуникации

Массовая коммуникация в отношении общих мест поделилась на общие места информатики - рубрикацию информационно-поисковых тезаурусов и так называемый "символический зонтик" массовой информации. Под "символическим зонтиком" понимаем систему символов, служащую для отбора сообщений, и формирование рубрик выпусков массовой информации.
С точки зрения культуры система общих мест содержит три смысловые области: гносеологическую, моральную и позитивно-познавательную.
Гносеологическая область начинается в фольклоре и уточняется по мере развития родов и видов словесности. Сейчас эти общие места составляют следующий список: 1. Род и вид. 2. Целое и части. 3. Явления и признаки. 4. Свойства. 5. Собственные имена и термины. 6. Действия и объекты воздействия. 7. Время и место. 8. Предыдущее и последующее изменения и причины изменений. 9. Происхождение. 10. Обстоятельства и условия. 11. Сопоставление и противопоставление. 12. Статика и динамика.
Моральная область представлена следующими слоями смысла: A) Фольклорный слой. Б) Слой духовной морали: - Не убий. - Не укради. - Не прелюбодействуй. - Не лги. - Не лжесвидетельствуй и не клянись ложно. - Испытывай свою совесть и совершенствуйся моралью. B) Слой профессиональной морали: - Неприкосновенность собственности. - Профессиональные правила. - Соблюдение договоров в любой форме.
Позитивно-познавательная область выглядит так: Физическое развитие: 1. Развитие познавательных способностей – Техника, Наука, Организация. 2. Развитие воли – Дисциплина. 3. Развитие эмоций – Художественное творчество.
Для массовой коммуникации общие места культуры приобретают следующие значения:
1. Гносеологические: фактографическая точность, строгость системного представления знаний о фактах, наглядность представления фактов и знаний.
2. Моральные:
- ценность любой отдельной личности как индивидуального, а не массового источника исторического процесса: любая личность — личность историческая.
- ценность человечества как космического субъекта: человечество — уникальное творение космоса.
- ценность культуры как источника творчества: культура - историческое единство человечества.
3. Позитивных знаний:
- широкая доступность информации
- высшая ценность - образование для всех возрастов
- возможность формирования общественного мнения от лица каждого.
Эта система общих мест, в принципе, преодолевает противоречия культуры на современном этапе развития речевых коммуникаций:
Понятие патриотизма с точки зрения гносеологических общих мест (фактографичность, системность, наглядность) обращается в точное представление истории народа и при признании юридического равноправия народов, подчеркивает качественное различие и культурное неравенство в смысле объемов культуры. Тем самым стимулируется культурное влияние и культурное заимствование.
Патриотизм с точки зрения моральных общих мест (личность, человечество, культура) обращается в свободу личности для самостоятельного выбора национальной принадлежности, отсутствия принуждения со стороны кровнородственных связей. Человек выбирает свою национальную принадлежность на основании культурного сродства, а не генетического аппарата.
Патриотизм с точки зрения позитивных знаний (доступность информации, ценность образования, самостоятельность влияния на общество) предполагает активизацию личности, совокупностей людей и наций в духовном и материальном производстве.
Национализм с точки зрения гносеологических общих мест (фактографичность, системность, наглядность) означает прояснение отношений народов и групп национальностей внутри одного государства и систематизацию сведений о культуре, прежде всего о принадлежности материальной культуры отдельным лицам, фирмам, народностям и национальным группам. В силу динамизма материальной культуры взаимоотношения между людьми осложняются, т.к. мера вложения труда и качество земли изменяются. Фактографичность, наглядность, системность служат основанием для регулирования претензий в области материальной культуры.
На основании моральных общих мест (личность, человечество, культура) должно достигаться справедливое распределение во владении фактами материальной культуры.
Справедливость распределения фактов материальной культуры обеспечивается развитием позитивных знаний (доступность образования, ценность информации, самостоятельность мнений), которые служат справедливому моральному выбору и являются моральной основой юридических отношений. Все это должно исключить межгосударственные конфликты, возникающие в отношениях идейных течений национализма.
Культура края с точки зрения гносеологических общих мест (фактографичность, системность, наглядность) культура края пополняется сведениями о физической культуре и соревнуется с другими краями в области таких ценностей как воспроизводство поколений, активное долголетие, утилизация местных условий в валеологических (оздоровительных) целях.
Моральные общие места (личность, человечество, культура) в культуре края предполагают развитие местных брачных обычаев, почитание старших возрастов, как накопителей культуры, валеологии (науки о здоровье) в ее медицинских приложениях, которые этим прославляют край.
Культура края с точки зрения позитивных знаний (образование, информация, мнения) развивает физкультурное образование (не спорт), расширяет валеологическую информацию, учитывает валеологический опыт отдельных личностей.
Культура профессии с точки зрения гносеологических общих мест (фактографичность, системность, наглядность) развертывают духовную сторону профессиональной культуры в таких формах как музеи профессиональной деятельности, архивное дело в области технических достижений, библиотечное дело и информационный поиск в сфере техники.
В области моральных общих мест (личность, человечество, культура) развитие культуры профессий предполагает расширение авторского права и увековечение достижений технического творчества, распространение знаний о техническом творчестве и его истории, обеспечение профессиональных кадров знаниями в разных областях культуры за пределами конкретной профессии.
В области позитивных знаний (образование, информированность, мнения) культура профессии обеспечивается сведениями о сопоставительной затрате труда, контактов в целях деятельности, новых функциях денег как средства измерения затрат труда, обеспечивается выражением мнений о реальной ценности трудовых затрат конкретных людей, организаций и территорий.
Культура анклава в аспекте гносеологических общих мест (фактографичность, системность, наглядность) призвана образовывать в крае учреждения культуры, развивать образование и свою валеологию по примеру культуры края.
Моральные общие места (личность, человечество, культура) делают жителей анклава как бы гражданами мира и тем ставят их в особое исключительное положение своеобразных "оффшорных зон" в области культуры.
Позитивные знания (образование, информированность, мнения) заставляют формировать международные стандарты образования, развивать международные информационные сети и служить местом индивидуализации и распространения личностных мнений.
Культура поколений, обладающая только физической культурой, характеризуется желанием формировать новые стили в связи с потребностями овладеть духовной и материальной культурой. Это источник революционных настроений. С точки зрения гносеологических общих мест (фактографичность, системность, наглядность) культура поколений проходит отбор с точки зрения признания стилей. Развивается критика, разделяется ценное от малоценного и чисто временного, функционального.
С точки зрения моральных общих мест (личность, человечество, культура) создание новых стилей обеспечивается свободой творчества, интересов всего человечества и внутренних законов культуры, обеспечивающих отбор фактов культуры среди хора прокламаций нового.
С точки зрения позитивного знания (образование, информированность, мнения) развивается наука, но не спекуляции научной терминологией, искусство, но не спекуляция на новизне форм ради удивления аудитории, прогностика, но не гадание.
Культура землячества, вызывающая ксенофобию, с точки зрения гносеологических общих мест (фактографичность, системность, наглядность), должна быть в своей духовной части представлена окружающему землячество населению и тем, уничтожить страхи, порождающие ксенофобию.
С точки зрения моральных общих мест (личность, человечество, культура) землячество не должно быть сепаратизировано от окружающего населения. Личность каждого члена землячества должна быть ограждена от посягательства, а сами члены землячества должны считаться с общечеловеческими ценностями и общечеловеческой культурой.
С точки зрения позитивных знаний (образование, информированность, мнения) члены землячества должны иметь право на общее образование и на образование в своей духовной культуре, на равное участие в материальной и физической культуре той местности, где находится землячество.
Антикультура должна быть осуждена как аморальная, невежественная и обладающая незаконной информацией.

Общие места средств массовой информации — сложное смысловое образование. Сложность смысла вызвана безграничностью аудитории, временным событийным характером текста (сегодня случилось то-то, завтра будет новое событие) и коллективностью создания окончательного текста.
Безграничность аудитории требует максимальной простоты содержания. Временной событийный характер текста требует сообщения о текущих фактах. Коллективность построения текстов требует разделения труда построения содержания, состоящего в том, что сообщения информационных агентств и корреспондентов отбираются, редактируются как с точки зрения языковой формы, так и содержания, и то, что осталось, сводится в рубрики. Сами рубрики компонуются так, чтобы создать как бы единый образ мира.
Формирование текстов СМИ предполагает смысловую систему, которая определяет выбор сообщений о фактах, комментирование фактов и удовлетворение требований получателей СМИ. Массовая информация ведущим своим приемом, без которого она не может обойтись по природе формирования текстов, имеет "просеивание фактов". Она эристична по способу построения. Смысловая система, стоящая за выпусками СМИ, не видна получателям непосредственно. Поскольку целый текст выпусков составляет коллаж, то реализация смысловой системы представляется в виде россыпи символов, узнаваемых получателем и ориентирующих его в жизни и деятельности. Смысловая система определяется государственной идеологией и интересами заказчиков текста, т.е. рекламными агентствами, государством и другими организациями, финансирующими СМИ.
Смена интересов заказчиков, противоречия их интересов делают смысловую систему лабильной. Но отношения с получателем заставляют смысловую систему быть относительно стабильной, т.к. при резкой смене этой системы получатели не могут уяснить предлагаемого им содержания, а реальный текст течет только в одну сторону. Кроме этого, изменение в содержании смысловой системы лимитируется по времени тем, что истолкование и разъяснение основ смысловой системы производится в школе как в социальном институте. При быстрых переменах содержание образования входит в противоречие со смысловой системой СМИ, что и происходит в настоящее время в России, СНГ и бывших странах народной демократии.
Вместе с тем, в смысловой системе СМИ в России произошли определенные изменения в символике, составляющие "символический зонтик". Эти изменения могут быть суммированы следующим образом:
Базовые понятия морали: добро, зло, добродетель, порок, грех, воздаяние за грех, справедливость, долг, свобода воли, ценности - стали трактоваться по-новому, в духе приоритета обогащения, фактически, любыми средствами.
Все эти ценности получили денежную оценку и тем были оживлены цели практической морали, состоящие в обогащении себя, семьи и рода. Оживилось противопоставление практической и духовной морали. Это противопоставление снизило роль морали в обществе. Снижение роли морали, особенно духовной морали, фактически уничтожило авторитет профессиональной морали. Развился обман как средство обогащения, который стал умеряться мерами уголовных расправ. Что, в частности, показывает неотвратимость действия моральных норм.
Неясность категории этики "смысла жизни" подвергло эрозии такие понятия, как товарищество, солидарность, принципиальность, чувство нового. Эти понятия, естественно вытекающие из критериев зарождающейся новой морали: ценность личности, ценность человечества, ценность культуры, оказались разрушенными. Это привело к пассивизации населения. Население стало безынициативным, выжидающим и выживающим. Люди ждут каких-то указаний. Это подчеркивает тот факт, что рынок действует силами конкуренции только тогда, когда он основан на моральных критериях.
Поэтому рыночные отношения оказались во власти неявно признаваемых отрицательных категорий, таких как насилие (вместо ненасилия), аморализм (вместо морали), бюрократизма (вместо честного управления), потребительства в примитивной форме (вместо культурной экономики), отчуждения (вместо сотрудничества).
Отсюда — нарушение соотношения цели и средств, деформирование жизненных позиций, отсутствие нравственного самосознания и нравственного самовоспитания и понятия о разумных потребностях.
Пассивизация общественной жизни, упадок производящих сил общества, криминалитет вызваны, прежде всего, отсутствием выработанных моральных норм гражданского общества.
Отсутствие моральных норм гражданского общества, выработанных в соответствии с исторической традицией, как общекультурной, так и собственно русской, вызывает патриотический подъем, который сопрягается с национализмом, сепаратизмом, ксенофобией, подъемом классовой борьбы в ее стихийных проявлениях (напр., блокирование железных дорог) и изоляционизмом этики "братков".
Новый стиль, созданный новыми русскими, оказался не сформированным с точки зрения риторики. Новые русские как представители нового поколения оказались неграмотны в речевой культуре. Такие категории, как свобода торговли, частная собственность, личная свобода были приняты, но, не будучи риторически обоснованы, поставили новых русских в положение социальных изгоев, заслуживающих одного презрения.
СМИ обрушивают на обывателя противоречивые ценности. С одной стороны, прокламируются денежные интересы как центр стремлений человека. С другой стороны, экологические теории прокламируют здоровый образ жизни планеты и советуют установить лимиты на производство и население.
С одной стороны, общество ругает тиранов XX века: Гитлера, Муссолини, Сталина, Мао и др. С другой - тираны возможны только тогда, когда их делают средствами массовой информации. Массовая информация создает культ и произвол и вместе с тем требует для себя всяких свобод, в том числе и свобод от морали. Свободу от морали она блестяще доказывает конъюнктурностью и сервильностью.
Массовая информация охватывает все большее количество людей, и одновременно ее содержание становится все более скудным, а политика и богатые люди как бы глухи к голосу истории и мало ей интересуются.
На фоне слабости государства и политики, которая все что-то делит и никак не может поделить неведомо что - славу ли, власть ли, деньги ли? Но, во всяком случае, не может или не хочет воззвать к народу, повести его на подвиг во имя самого народа.
В этой ситуации общество выдвигает тезис о правах человека. Тезис, сформулированный смутно. Но причина его ясна. Бедствия, которые претерпел обыватель под воздействием СМИ и массовой коммуникации в целом в XX в., столь велики, что обыватель, наконец, несмотря на свои частные интересы как противоречащие интересам другого обывателя, все же хочет чего-то прочного.
Но эта прочность лежит в его способности к самозащите. Обыватель хочет, чтобы мощные коллективные речедеятели не одурачивали его, не толкали его к участию в экономических, политических и психологических (вспомним "Белое братство" и подобные) аферах. Обывателю нужны те общие места, с помощью которых он мог бы распознавать содержание речей, прежде всего эристических и софистических, необходимых, но опасных.
90-е годы в России - это плач обывателя не по благам, а по спокойствию души. Блага уходят и приходят, но что в них толку, если душа, что называется, не на месте. "Опыт Лени Голубкова" — это история всего населения России.
В ситуации неопределенности все более сознается потребность воспрять духом, стать инициативными, делать каждому свое дело успешно и тем создавать общую пользу. Единство языка и разнообразие средств выражения способны дать людям уверенность в их делах, душевный комфорт и приязнь друг к другу.

Из сказанного вытекают следующие выводы:
- Система речевых средств всех видов словесности должна быть сбалансирована развитыми для новых условий внешними правилами словесности (когда с текстом обращаются как с вещью, не вникая в его содержание - передают, хранят, составляют собрания и композиции и т.п.).
- Должны быть разработаны и укреплены общие места, соответствующие массовой информации. Эта разработка должна идти от новых общих мест: позитивных знаний, доступности информации и ее объективности, ценности образования, возможности личной инициативы в формировании общественного мнения и, отсюда, провозглашения ценности личности, человечества и культуры - и дополняться позитивными местами гносеологии: фактографичная точность, наглядность и системность. Эти общие места должны быть научно разработаны в их связях и составить идеологический текст, который позволит упорядочить смысловые отношения во всех сферах речи.
- Система общих мест текстов СМИ не может быть упорядочена стихийно. Это связано с тем, что диалогический режим между СМИ и потребителем невозможен без регулярных контент-аналитических серьезных исследований. Интернет как диалогическое по своей природе средство также связан с потребителем опосредованно через создателей программ. Для того чтобы Интернет мог сыграть роль диалогической разработки общих мест, необходимо упорядочить порядок пользования информационными системами. Сделать это надо, опираясь на уже существующие внешние правила словесности, т.к. СМИ, и Интернет в том числе, есть вторичный текст, который следует правилам первичного. В противном случае сайты могут создавать информационный шум, и это приведет к параличу Интернета, так же как это привело к потере авторитета СМИ.
- Долгом филологии является создание "Риторики для слушающего" - риторики для реципиента речи. С помощью этой риторики обыватель мог бы видеть в массе обрушивающихся на него слов картину реальности, сознавать свои интересы, интересы других людей, сознательно строить свою жизнь и свое будущее.
- В будущей борьбе за власть, независимо от того, какую форму власти изберет общество, успех будет на стороне тех речедеятелей, которые построят свои программы и свою жизнь в соответствии с пониманием культуры и искусством вынесения моральных суждений.


E-mail: rykov@tough.com



Сайт управляется системой uCoz