| |||
Простые немецкие философы самостоятельно доходят до теории трех миров Григория Сковороды (1) В своем докладе о "Теории познания без познающего субъекта" Поппер выдвигает следующую идею: "… можно выделить три основных области (мира) вселенной: 1. Мир физических состояний; 2. Мир состояний сознания или мир побудительных мотивов; 3. Мир объективных идейных содержаний" ([6] , c. 123), позже Поппер поясняет содержание последнего третьего мира и определяет его как "мир продуктов человеческого духа" ([7] , c. 38). Поппер также отмечает, что отношения между символическими объектами, которые еще не открыты человеческим духом, следует также относить к третьему миру. В своей концепции трех миров Поппер пытается развить проблему отношений между духом и телом. Интересно то обстоятельство, что Поппер, опираясь на эмпирические доказательства, утверждает, что субъект изначально отделен и противопоставлен всем трем мирам. Исходя из этого, нам становится ясно, почему Поппер назвал свою работу "Теория познания без познающего субъекта", и почему он понимает свое учение о трех мирах и объективном духе как расширение эмпирической концепции. Все последующие теории, касающиеся объективного духа, начиная с Дильтея и заканчивая Теодором Литтом и Хансом Фрейером, исходят из примата активного (действующего) духа, который "находится" в сконструированном им мире, и в тоже время сам представляет собой этот мир ("мир продуктов человеческого духа"). Поппер же, напротив, указывает на примат и первичность мира над духом, чтобы доказать это он вводит второй и третий миры по аналогии с первым. На этом этапе его концепция напоминает теорию Николая Хартмана о духовных сущностях [8] . Так же как Хартман делал разделение между объективированным и объективным духом, Поппер различает эксплицитные смыслы (объекты третьего мира), которые нашли свое выражение в различных феноменах, текстах, машинах и других материальных объектах, и имплицитные смыслы, которые еще не "открыты" человеком, то есть не нашли еще объектов носителей из первого (материального) мира. Эти "unembobied world 3 objects" ([7] , c. 41), то есть имплицитные смыслы, не получившие еще материальной оболочки, представляют собой, по мнению Поппера, важное доказательство и индикатор независимости мира от объективного духа. Поппер К.Р. Объективное знание. Эволюционный подход. 2002. Твердый переплет. 384 с. ~ Бестселлер! Перевод с английского Д.Г.Лахути. Ответственный редактор В.Н.Садовский. Книга выдающегося философа и логика XX века Карла Раймунда Поппера "Объективное знание" вышла первым изданием в 1972, вторым --- исправленным и дополненным, с которого сделан русский перевод, в 1979 г. В ряду сочинений Поппера она занимает особое место: это --- третья, после "Логики научного исследования" (1934, 1959) и "Предположений и опровержений" (1963), его классическая работа по философии, теории познания и логике науки. В ней подводятся итоги предшествующих исследований Поппером проблем индукции, фальсификационизма, критического рационализма, правдоподобности научных теорий и др., а также излагаются полученные к моменту ее написания результаты его разработок теории трех миров, роли понятия <истина> в философии науки, проблем эволюционной эпистемологии и т.д. Последние проблемы были в центре внимания Поппера до конца его жизни. В русском переводе этой книги публикуется "Послесловие к русскому изданию "Объективного знания", написанное одним из учеников, соавторов и ближайших друзей Карла Поппера Дэвидом Миллером. Простые русские философы самостоятельно доходят до теории трех миров Григория Сковороды Не зная семиотики, многие привлекают Воланда Простые русские философы самостоятельно доходят до теории трех миров Григория Сковороды Простые русские философы самостоятельно доходят до теории трех миров Григория Сковороды |