Что такое Физтех - интервью завкаф СИМ Станислава Клименко

Компетентное мнение. Система физтеха: включение студентов в научную работу как принцип работы университета.

...

Компетентное мнение.

Система физтеха: включение студентов в научную работу как принцип работы университета
Клименко С.В., зав. кафедрой системной интеграции и менеджмента МФТИ

- Расскажите, пожалуйста, о том, как создавалась «система физтеха» и из каких элементов она состоит?
Основные принципы системы физтеха изначально сформулировал Пётр Леонидович Капица, один из инициаторов создания МФТИ. Сейчас они немного трансформировались, однако все еще принято считать, что система физтеха основывается на трех принципах, стоит на трех «китах».
Первое – это тщательный отбор абитуриентов, и даже не столько отбор, сколько их подготовка. При МФТИ существует так называемая Физтехшкола, в рамках которой организована сеть и среди учителей, и среди школьников. Изначально она была заочная, сейчас работает через Интернет, и школьники могут готовиться к поступлению на Физтех уже после 8 класса. Важный момент – в работе Физтехшколы соблюдается своеобразный кибернетический принцип – система порождает себе подобных. В подготовку заданий и проверку работ активно вовлечены студенты, то есть они фактически готовят людей, похожих на себя по способу мышления.
Такой подход позволяет получать более ориентированных абитуриентов, они уже заранее знают, куда они идут. К примеру, на факультете общей и прикладной физики сейчас самый высокий балл, но там практически нет конкурса. Т.е. на самом деле люди, которые туда идут, они уже точно знают, что это за факультет и с чем им предстоит столкнуться.
Второй «кит» - это университетская система подготовки по физике и математике. То есть изначально предполагалось, что физика такая же, как на физическом факультете МГУ, а математика – как на механико-математическом. Фактически сейчас нагрузка ниже из-за сокращения программ, связанных с нашим присоединением к Болонскому процессу, но, к примеру, когда я учился, у нас была нагрузка 56 часов в неделю. И чем отличался физтех – инженерные дисциплины читались на очень хорошем математическом уровне. То есть я, например, на электротехнике впервые познакомился с дифференциальными уравнениями, впервые познакомился с теорией и функцией комплексного переменного, с операторным исчислением. И когда нам потом читали все это в рамках математических дисциплин, мы уже понимали, для чего это нужно, а потому легче осваивали.
И, наконец, третий «кит» - это система базовых организаций. Здесь стоит сделать небольшое отступление. Одной из характерных черт системы образования на физтехе является наличие трех циклов обучения. Первый цикл – институтский – включает основные дисциплины, такие как математика, физика, черчение, английский, философия и так далее. Второй цикл – факультетский - привязан к факультетам и включает дополнительные дисциплины, которые нужны для данного факультета - общие для всех кафедр и всех специальностей. Третий цикл - это те дисциплины, которые читаются и обучаются на базовых кафедрах и в базовых институтах. При каждом базовом институте создавалась базовая кафедра, это кафедра выпускающая, т.е. она фактически давала диплом и обучала дипломным дисциплинам инженерным, основным дисциплинам.
На физтехе изначально существовало такое правило: одну группу студентов «ведет» один базовый институт и одна базовая кафедра. Что такое базовый институт? Это, как правило, научно-исследовательский, либо отраслевой, или оборонный институт высокого класса, например Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), или Институт прикладной математики, или Московский радиотехнический институт и другие. Многие из этих институтов имели двойное подчинение, это были передовые институты, которые двигали науку в стране. Базовая кафедра состоит, как правило, только из нештатных сотрудников базового института, то есть они принимаются на физтех на работу по совместительству, читают лекции, ведут семинары, принимают экзамены.
- Хотелось бы более подробно узнать про третьего «кита». Почему, на ваш взгляд, появилась такая форма, в целом нехарактерная для российских вузов?
Здесь история следующая. В советское время было три типа науки: (1) академическая наука, в которую входят академические институты, (2) отраслевая наука, в том числе оборонка, и (3) вузовская наука. Вузовская наука традиционно была самая слабая – она просто не была развита, потому что развитие науки очень сильно связано с финансированием, а вузы на науку денег практически не получали. Соответственно, чтобы получить серьезный уровень подготовки, нужно обязательно идти куда-то вне вуза, потому что делать науку в вузе на высоком уровне сложно, только отдельные направления могут быть жизнеспособны. В американских университетах, к примеру, 90% науки сосредоточено в университетах, поэтому там фактически, лаборатории, которые есть в университетах, они являются и базовыми организациями. Студент находится в этом большом кампусе, учится, включается в лаборатории. А для МФТИ базовые институты тоже как бы являются его частью, но географически распределенной.
Очевидна мотивация базовых институтов – им нужны кадры. Капица работал в Англии и других странах он это хорошо понимал, да и другие тоже это видели, что вся наука делается молодыми людьми. Особенно в таких трудных областях, как теоретическая физика, математика самые сильные работы люди делают в молодости. Конечно же, чтобы нормально развивать науку должен быть человек, профессор и у него должна быть иерархия студентов, причем у него есть аспиранты третьего года, аспиранты второго года, первого года, есть студенты, это такая вот пирамида, она и питает науку. Т.е. наука кадрами питается от вуза, наука питает вуз знаниями.
- Как студенты включаются в работу научных институтов? Их принимают на работу или же просто сотрудники ведут занятия, осуществляют научное руководство?
Когда студенты приходят в базовый институт, они, как правило, сразу включаются в работу. И даже несмотря на существовавшие ранее ограничения на совместительство, их, как правило, принимали на полставки. И это был серьезный стимул для студента – и учиться, и еще получать за это неплохие деньги, безбедно жить. Я могу рассказать один эпизод, у меня жена училась на кафедре Сергея Павловича Королева. Там были какие-то затруднения бюрократические - студентов, как правило, сразу раньше брали на поставки, а тут что-то затянули. Студенты пришли к Королеву, он был заведующим кафедрой, и сказали: «Сергей Павлович, мы хотим оформиться на полставки, мы работаем в лабораториях». Сергей Павлович снял трубку, попросил начальника отдела кадров и говорит: «Вот ко мне тут студенты пришли, хотят устроиться на полставки для работы в лаборатории, я считаю, что их можно принять. А вы как считаете?» И положил трубку. На самом деле эта система базовых кафедр и базовых институтов она поддерживала студентов очень сильно и в материальном плане.

...

Клименко С.В., зав. кафедрой системной интеграции и менеджмента МФТИ

...

По сути, базовые кафедры и были тем элементом, который сейчас в зарубежных университетах называется технопарком. В американских вузах прямо на территории находятся представительства фирм, допустим, HP или Silicon Graphics, которые имеют там свои офисы и лаборатории. И студенты могут работать в этих лабораториях, получать зарплату, которую они возвращают в университет как плату за обучение. И физтех к такой системе независимо пришел.
- Студенты могут выбирать базовую организацию, в которую они идут? По каким критериям они обычно ее выбирают?
Обучение в базовой организации включается в образовательный процесс, а для факультетского и базового цикла существует индивидуальный план. Студент составляет его себе вместе с научным руководителем, назначает факультетские и базовые дисциплины. Раньше такую возможность давали только студентам-отличникам, сейчас практически каждый студент может себе выбрать индивидуальный план.
Если говорить о критериях, которыми руководствуется студент, то все зависит от его планов. По сути, начиная где-то с 3-го, 4-го курса он уже начинает соображать, что же он будет делать после окончания института, фактически выбирает специальность. Если он собирается в аспирантуру (а в аспирантуру идут около трети наших выпускников), то она уже железно «прибита гвоздями» к базовому институту, потому что, конечно же, диссертацию нужно готовить на своем рабочем месте. Ведь для того, чтобы написать за 3 года диссертацию, нужно этой работе отдавать 100% времени, даже 150%. Он должен быть погружен в эту работу, иначе он просто не успеет. Многие говорят, вот я буду работать в одном месте, диссертацию писать по-другому, это не получается. Это можно декларировать, но ни у кого на моем опыте это не получалось.
Если человек неакадемически ориентирован, то часто выбирает по меркантильным соображениям. Где больше платят, туда и идет, вне зависимости от научной компоненты.
- Многие остаются потом работать в базовых организациях после того, как заканчивают обучение?
Как правило, сначала остаются практически все. Потом, когда они уже подрастают и смотрят по сторонам, конечно, начинаются переходы. С этим связаны две проблемы. Первая – удержание аспирантов в этих базовых организациях. Рынок сейчас перегрет, то есть не хватает специалистов высокого класса, наши студенты и выпускники нарасхват, идут как горячие пирожки. Я недавно выгнал одного аспиранта, который получал зарплату 120.000 рублей и ушел на 150.000, но он потерял научную работу. Здесь у него был задел, он учился, а потом взял и бросил, потому что банк предложил высокую заработную плату. Вторая проблема – социальная – студенты старших курсов имеют доходы, которые в 5-10 раз превышают доходы профессоров. Представьте, у нас, например, доцент получает зарплату 6000 рублей, а студент, которого он учит, получает 2500$. И студент он как рассуждает: «Чего я тебя буду слушать, ты неумелый и вообще, так сказать, никто». Доцента не берут же на такую работу, а студента берут, студент он быстро соображает, быстро осваивает другие системы.
- И заключительный вопрос. Система работы студентов в базовых организациях и обучение в рамках базового цикла как-то трансформировалась со временем? Что изменилось?
Система физтеха - мощная, передовая, придуманная умнейшими людьми, была заточена под советскую систему в режиме холодной войны. И она идеально подходила под эту систему, давала очень высококачественный продукт – специалистов, которые росли. Взять хотя бы ребят, которые получили Нобеля, два наших выпускника в прошлом году получили Нобелевские премии. Т.е. это уже результат работы этой системы.
Сейчас ситуация изменилась, и фактически система физтеха должна была как-то адаптироваться, но она с трудом адаптируется, где-то деградирует. Во-первых, из образовательного процесса вымываются инженерные дисциплины, т.е. инженерных дисциплин сейчас практически нет, они немного остаются в факультетском цикле, но в институтском их уже совершенно нет. Мы видим, что люди приходят недоученные, их приходится доучивать, где-то не хватает инженерных дисциплин, где-то специальных математических курсов. Например, в МФТИ традиционно очень плохо читается теория вероятности, математическая статистика, без которых data mining, анализ данных не живет. Я, например, когда закончил Физтех, мы сами учились, просто у нас была группа студентов, мы сами организовали семинары, на которых мы делали доклады по актуальным вопросам или программированию. Мы же учились сами, тогда не было ни учебников, ничего и мы всему учились.
Во-вторых, большая проблема – это неспособность Академии наук работать со студентами. Академические институты сейчас живут рентой, они только сдают свои площади необъятные в аренду, получают деньги, складывают в карман, ни о какой науке речи и быть не может. В то же время, попытки перенести науку в университеты, пока с моей точки зрения, работают неэффективно, потому что в университетах деньги разворовываются. Эти деньги почти не идут в научные исследования, с них не платят студентам, с них не платят преподавателям, во всяком случае, в массовом порядке.
В-третьих, существует также разрыв поколений – преобладают 70-летние, крайне мало 30-40-летних, а чтобы наука нормально развивалась, необходимо соблюдать непрерывность этой цепочки. В системе Физтеха всегда было так: есть руководитель, может быть даже академик, но он в основном ставит задачу. Под ним есть еще доктор наук, под ним есть еще кандидаты, под ними есть еще аспиранты. Т.е. студент работает с аспирантом, общается на его языке, понимает проблемы. Допустим, когда я был студентом, академик Алиханов, директор института, приходил на мое рабочее место в лабораторию и спрашивал, что я делаю. Естественно, у меня другая мотивация была, чем, у человека, который, к примеру, сидит сейчас в банке, «кликает» мышкой, клерк к нему придет и его обругает. Конечно, у него совсем другой стимул и учиться, и познавать что-то.
И все же буду оптимистом - система Физтеха жива, и она настолько сильна, что ее не смогли разрушить события последних лет. Во многом она живет за счет того самого духа, который впечатлил меня, когда я только поступал: это кампус, это обмен, это комьюнити студентов, преподавателей, выпускников, которые друг друга поддерживают.
Большое спасибо за интервью!



...

Август 2011 г.

...

...



Сайт управляется системой uCoz