|
Loci communes - общие места
|
Логос как система общих мест
|
В процессах диалога логос устанавливается как соглашение между участниками, фиксирующее общность взглядов и интересов. При изучении логоса в речевых коммуникациях, рассматриваемых по видам словесности, каждый вид словесности рассматривается как неопределенно большое количество диалогов в данном виде словесности и между видами словесности. Это значит, что логос в этом случае есть система общих мест, которые восстанавливают ся по содержанию текстов, представляющих данный вид словесности и в координации с нормами этоса, характерны ми для данного вида словесности.
Общие места относятся к одному виду речи и одновременно охватывают группу видов речи и выявляются благодаря различию видов и разновидностей речи, связанных данной системой общих мест. Общие места соотносят ся не с одной композиционной формой, а с несколькими композиционными формами.
Общие места различаются в истории становления видов словесности как естественные непререкаемые суждения, общепризнанные постулаты, которые кажутся естественными и потому истинными. Истинность общих мест состоит в общепризнанности, носящей эвристический характер для создателя и получател речи. Создание общих мест происходит в диалоге. Каждый, кому случалось аргументировать публично, знает, что каждая аудитория руководствуется чемто общепризнанным и одновременно имеет свои, только данной аудитории присущие, взгляды и интересы. Например, нищелюбие для любой современной аудитории является общим местом (надо помогать нищим), но в конкретной аудитории это общее положение может трактоватьс поразному. В одной аудитории понятен и принят тезис о том, что помогать нищим надо из милосердия как внутреннего чувства каждого гуманного человека. В другой аудитории будет понятен и принят аргумент о том, что нищим надо помогать для того, чтобы не доводить их до отчаяния, сохраняя общее согласие и благолепие, т.е. с целью своеобразной самозащиты.
Таким образом, вокруг единого центрального общего места --- "нищелюбие есть благо" --- развиваются два других общих места: нищелюбие полезно дл своей души и нищелюбие --- средство самозащиты.
Общие места зависят от аудитории, ее широты и узости, от интересов аудитории и от того, какой пафос свойственен речи, которая охватывает аудиторию. Общие места для данного вида словесности не могут складываться стихийно. Они складываются не путем механического соединения смыслов разных речей, выделения в них общего и отбрасывания различного. Общие места есть результат обществен ного договора. Некоторые тексты, как, например, известные тезисы Лютера, выдвигаются когда-то и кем-то, к этим тезисам примыкают люди в своем сознании и объединяются вокруг этих тезисов. Общие места есть тексты, смысл которых служит объединению вокруг этого смысла других текстов с разной композицией.
E-mail: rykov2000@mail.ru
|