Общая идея и состав курса

Основные идеи, лежащие в основе этих двух курсов

...



На современном этапе развития научно-технической деятельности происходит перенос бизнес процессов в Интернет и другие ИС. Для этих процессов характерно нарастание и даже доминирование неформализуемых или плохо формализуемых проблем, алгоритмического решения которых не существует или не может быть реализовано на базе существующих программно-аппаратных средств. Более того, при попытках реализации некоторых проблем часто приходится сталкиваться с необходимостью взаимодействия с пользователями, не являющимися профессиональными программистами или математиками. Приходится также организовывать их взаимодействие с самого различного рода системами на понятном им языке. Следовательно, нужно знать самые общие закономерности обработки символьной, нечисловой информации и организации знаний. Исходя из этих соображений построен состав учебного материала и цели двух семестровых курсов – «Семиотика и обработка символьной информации» и «Управление знаниями».
Состав курсов определяются двумя описанными выше факторами – наличием пользователей, не являющимися профессионалами в информатике, и необходимостью решать плохо формализуемые проблемы, корректно выражая их решение в виде различного рода знаковых когнитивных структур.
Предполагается, что студенты, изучившие курс, смогут:
1. Успешно строить диалоговые системы с неподготовленными пользователям для обмена информацией.
2. Успешно кодировать знания, различными способами, которые затем извлекать в диалоге с пользователем.
3. Уметь установить диалог с заказчиком и извлечь из него знания для осуществления успешного проекта.
И многое другое.
Это не так трудно сделать. Поэтому, кроме теоретической части, в курсе предусмотрены практические (лабораторные) работы.

В состав курсов входят лабораторные работы, помогающие на практике освоить излагаемые теоретические основы. Так, лабораторная работа по теории грамматического разбора предложения, построенная на базе программы SENAN, написанной на языке пролог, позволяет студенту самостоятельно сконструировать свою программу грамматического разбора предложения на естественном языке (английском, русском), реализовав и проанализировав простейший диалог с пользователем или с базой данных на естественном или формализованном языке.
Другая лабораторная работа, построенная на базе прологовской программы GEOBASE, реализует не только пользовательский интерфейс на естественном языке с самостоятельно построенной базой знаний по любой предметной области, но и позволяет обрабатывать сформулированные на выбранном языке информационные запросы.
В состав обоих курсов входят также лабораторные работы по построению экспертных систем, описанию знаний на языке высокого уровня, а также самостоятельное описание простейших структур, описывающих знания - онтологий. Завершает курс лабораторная работа по бизнес моделированию. Теоретическая часть курса издана в МФТИ в 2007 году. При необходимости лабораторные работы могут быть также изданы отдельным пособием.
Состав знаний и практических упражнений вполне может быть усвоен студентами старшекурсниками. Но в курсе уделяется внимание также особенностям научного подхода к задачам такого рода.
Так, в качестве примера можно сказать, что внедрение одной и той же стандартной фирменной ИС может происходить в разных организациях по-разному. Это определяется субъективным фактором, который заставляет привлекать к этого рода деятельности другие категории, другого рода законы и другой тип мышления, что также изучается в составе курсов.
Опыт показывает, что студенты физтехи успешно все это осваивают.
Желаю успехов!

Рыков В.В.

16 октября 2008 г.





...

Полный текст курса есть на этом сайте



...


E-mail: rykov2000@mail.ru



Сайт управляется системой uCoz