Курс "Cемиотика и обработка символьной информации" - Краткое содержание лекций - 2009 - 2010 уч. год (продолжение)

Лекция 10 (окончание) и лекция 11 – 27 ноября 2009 года.

...

Жанр, регламент, этика и информационная революция

Мы уже знаем, что очень важно знать парадигмы (правила) обращения с текстами – особенно в наше время, когда происходит ИФ, бурно развивается Интернет и родственные ему виды и роды знаковой деятельности (ЗД). Мы условились называть это речью на машинных носителях или 4-й фактурой речи или F4.
Эти парадигмы могут и должны быть выведены из опыта предшествующей ЗД.
Многое мы уже вывели.
Мы уже знаем, что основная парадигма обращения с текстами состоит (исходя из традиции, зафиксированной в паремиях)

1. Отношение знака и его денотата.
2. Организация речевых отношений – т е как люди должны обращаться со своими ЗП (знаковыми произведениями)
3. Правила для воспринимающего ЗП.
4. Правила для создающего ЗП.
5. Свойства знаков, которые следует знать использующих их людям.

Наиболее интересна нам организация отношения ЗП – люди (п 2). Их можно в свою очередь разделить на 5 групп, это правила –

1. Авторства. Создания
2. Хранения
3. Копирования
4. Цитирования
5. Передачи (коммуникации)

Мы уже также говорили о том, что для того, чтобы определенный вид ЗД существовал, нужны государственные и общественные организации и институты, которые реализуют и делают возможным их существование..
Мы не вдавались в подробности как образуется устная речь (детская речь)
Из анализа письменной речи мы вывели, что для ее существования необходимы –

1. Школа
2. Почта
3. Библиотека
4. Архив
5. Канцелярия.

Все эти институты должны проявиться и в фактуре F4! - Или она останется забавой.


Мы также выяснили, что уникальный для каждого жанра свод правил есть регламент. Он задается (по мере строгости) следующими общественными условиями.

Традицией.
Этикой
Адм правом
Юр. нормами.

Это достаточно общие для всех видов текстов (в том числе и F4) правила.

В жанрах текстов (т е знаковых произведений на маш носителе - F4) - это дополняется еще программной поддержкой. Т е - нек аспекты регламента реализуются программно т е через "движок".


Однако, остаются еще правила, характерные только для отдельных родственных групп текстов. Эти группы называются жанрами.

Жанр – это семиотическая система (т е синтактика, семантика и прагматика), общая для нек родственной группы текстов.

Тексты жанра часто похожи по синтактике, семантике. Нас сейчас особенно интересует прагматика – т е как с этими текстами обращаться.

Отношение Регламент – жанр. Для каждого жанра Р есть уникальная комбинация требований или условий существования этого жанра.

Примеры – заявление на работу, исповедь, отчет по НИР, молитва, статья в Википедии, диплом, семинар, госэкзамен, требование на книгу в библиотеке, лекция, конференция, дневник (личный), блог, мемуары, письмо (личное и лит. жанр).


Получив эти условия, мы можем на научной основе подвергнуть анализу формы и условия существования речи на машинных носителях F4 …

Злоупотребления регламентом и разные его нарушения. Феномен SlimVirgin.
«Школа злословия» и «Треугольник» на ТВ. «Ледниковый период» на ТВ1 и ТВ Россия и др.

Разберем напоследок как реализуется регламент для рекламы – наиболее массовый жанр.

А теперь сделаем такое упражнение. Заменим в наших рассуждениях слово "реклама" на слово "сайт". - Тогда получается во многих отношениях прогностический текст. Мы увидим или сможем пронозировать законы, регулирующие семантику. синтактику, прагматику сайтостроительства, создание сообществ сайтостроителей и т д. Для этого мы и изучаем этот курс.


...

Лекция 12 и 13 - Риторика. Теория документа.

...

...

Лекция 12 – 4 декабря 2009 г

Лекция 13 – 11 декабря 2009 г

Риторика – наука об эффективной деятельности и построении виртуальных миров.

План

История Р. Зарождение Р в Д Греции, Р в С Века, Р и ее гум. катастрофа в 19 веке.

Возрождение Р в 20-м. Риторика в Англии и США.

Р – наследие – образ Боинга.

Позиционирование Р. Р и диалектика. Р и эристика. Р и схоластика.

Р и демагогия.
Р – наука или искусство?

Определение риторики как науки об ЭФФЕКТИВНОЙ коммуникации и не только! Р как технология эфф. ДЕЯТЕЛЬНОСТИ! А также технология построения виртуального мира.

Риторика как прагматика.

Слово и дело.

Риторика и логика. Риторика и истина. Образ автора (ритора).

Р – система парадигм построения эфф ЗП. Р – технология эфф деятельности.
Р и цель (прагматическая установка). Р – красиво говорить? – Р – убеждать – если цель – убеждение.
Р – оружие. - Р и этика.
Частная (практ Р).

Общая схема коммуникации с точки зрения риторики


Риторика. Классические парадигмы.

Образ автора. Лермонтов. PR и реклама.

Теория общих мест

Понятие риторического изобретения (Маркс, Энгельс, Ролекс). РИ и реклама, PR. РИ в любом месте Р парадигмы – в образе автора, в замысле и т д.

Р ситуация и уместность речи

Р и Свобода слова (ФРГ, Босния, Осетия).

Пять стадий создания ЗП.
1. Замысел.
2. Расположение.
3. Стиль.
4. Материализация.
5. Передача.

Три источника Р.

1. Способ (модель, теория).
2. Обучение.
3. Практика.

Р как ТЕХНОЛОГИЯ создания объекта любой сложности без гениальных мозгов. Лучше средне написанная теория чем гениальные мысли в голове!

Девиация синтактики и семантики как Р парадигма.

Тропы - девиация значений слов (метафора, метонимия, анафора и т.д.)

Фигуры - девиация порядка слов - повтор, и т.д.



Риторические приемы.
Полную схему см. на сайте Rhetorics for Rookies в разделе ссылок.

~

Содержание.

Зачем ее изучать
Риторика учит правильно воспринимать речь в любом виде и эффективно ее порождать.
Это третья наука из классичекого цикла, что мы изучаем.
Из ТОТ (ОФ) мы знаем, что сейчас идет лавинный рост числа текстов в фактуре МК (фактура = орудие письма + материал письма). В основном речь идет об Интернете и других СМИ, когда чаще всего орудием письма является ПК, а материалом письма - машинный носитель (обычно электромагнитной природы).

Обилие таких текстов, а также печатных. письменных и устных, все жанры которых сохраняются (возможно в модифицированном виде) формулирует основную задачу риторики в следующем виде.

- Умение быстро воспринимать речь во всех видах и извлекать нужные смыслы для принятия оперативных решений. Не давать себя увлечь, сбить на деятельность, не выгодную себе и обществу.

- Умение изобретать мысль и действия и облекать их в такую речевую форму, которая отвечала бы обстоятельствам.

Это значит уметь создавать монолог, диалог и управлять ими, управлять системой речевых коммуникаций в пределах своей компетенции.

ЕСЛИ МЫ НЕ БУДЕМ УПРАВЛЯТЬ ИЗМЕНЕНИЯМИ – ТО ИЗМЕНЕНИЯ БУДУТ УПРАВЛЯТЬ НАМИ!


~

Определение Р
~
При изучении риторики одна из трудностей состоит в том, что она излагается догматически. - Т.е. так, как ее излагали и две тысячи лет назад. Настоящие риторы не сдаются, изучают ее и сами начинают продолжать эту славную догматическую традицию.
Собственно говоря, риторика (Р) занимается только одной проблемой - как сделать свою речь эффективной в любых обстоятельствах. Т.е. чтобы твои слова

НЕ БЫЛИ -

- непротиворечивы,
- логичны,
- красивы,
- грамотны,

- а были ЭФФЕКТИВНЫ!

Это не значит, что они (ваши слова) не могут быть красивы, ... Но это д. быть только тогда, когда это нужно для достижения нужного эффекта.

Здесь можно привести совсем небольшой пример, что правильная литературная речь в армии неэффективна.
Еще пример - чтобы убедить человека не нужно (а иногда и вредно) быть логичным. Риторика пользуется паралогикой.
Критерий эффективности главный в Р.
Как это выглядит с точки зрения семиотики? Хотя бы к какой ее части относится Р? Возьмем пример. Р занимается тем, чтобы из всех высказываний с одной и той же семантикой "ПОЖАР" выбрать то, услышав которое люди побегут пожар тушить (можно поставить и другую цель). След. семантика у нас фиксирована. Получается, что Р относится к прагматике, тк изучает то, как сварьировать синтактику высказывания при неизменной семантике, чтобы получатель сообщения отнесся к нему так, как этого хочет его автор.
Классическое определение Р (одно из) - Р изучает отношение мысли к речи. При этом надо иметь в виду (это подразумевается в дальнейшем догматическом изложении в учебниках Р), что критерием правильности этого отношения являтся то, достигнут ли эффект, задуманный автором речи.
Еще раз - изучается отношение мысли к речи в начале коммуникативной цепи, а критерием правильности этого отношения является эффект (тот, что был запланирован!) на другом конце коммуникативной цепи.
Чистая прагматика!

~

Основные постулаты

~

Собственно, постулатов, или основных догм в Р немного. Но они варьируются в зависимости от всевозможных условий и обстоятельств. Назовем их кратко, тк они прекрасно изложены в бесчисленных учебниках на бесчисленных языках.

Теория Общих мест


1. Общие места (loci communes) - LC.
Это бесспорные истины хотя бы для двух людей - автора и получателя речи. На них опираются как на известное и строют свою речь на них как на фундаменте.
Системой общих мест (LC) мб охвачено разное число людей - от двух, как говорилось выше, до населения целых государств и континентов.

Существует очевидная иерархия LC, в зависимости от того, какое число людей их разделяет. Наверху - религиозные (христианские, мусульманские, буддийские). В самом низу - узкогрупповые и профессиональные (хакерские, феминистские, уголовные, студенческие и тд)

Говорят еще про топосы. Это тоже LC - только более мелкие смысловые единицы.

2. Образ автора (ритора)

Никогда не надо путать личность ритора с его образом, который дедуцируется из его речи.
Это одна из основных догм риторики.
Ритор может принимать любые образы. Критерий - только эффект.
Здесь как раз и нужно сделать последнее замечание. Со времен античности в воспитании ритора важное место занимала этика. Чтобы он не ставил неэтические цели для своей речи. Иногда этика даже включалась в Р (Квинтиллиан).

Вот, собственно, и все - но стоит почитать хороший учебник Р, чтобы увидеть, что это только начало.

Примеры – интервью у хедхантера, составление резюме, любовный диалог, сдача экзамена, преподавание, презентация – правило 2 (!) минут, Р на выборах.
Эффект Горбачева. Московские новости. Огонек и Виталий Коротич.
Образ автора и PR – бренд, имидж, Playboy, Китай, Пэрис Хилтон и Собчак.
Сталин, Черчилль как риторы. Тезис Жукова.
Р ситуация и уместность речи – Сев. Корея, фанаты и Лев Яшин.

Риторика и Сталин


Или еще шаг дальше - пишут - Сталин как-то примитивно писал с повторами и т д - нет глубоких теор изысканий ... - а Сталин писал не для современных московских вумников а для Нагульновых в хуторах, использую гениальное коммуникационное изобретение большевиков - газету Правда - которая это слово доставляло во все хутора. Не говоря о том, что ему надо было теор изыскания (многие из которых были утопическими) превратить в жизнь, построить государство и т д и т п



~


Понятие об риторическом изобретении (РИ).

Это очень важная компонента риторической парадигмы.

Это изобретательность, проявленная на любом этапе деятельности - см выше.

Общее понятие об этом через пример.


Напимер - заголовок газеты. Можно взять любой номер МК и посмотреть там заголовки. Легко увидеть - какие заголовки - тривиальные - а какие - с РИ.

...



Теория документа - пример построения теории по трем группам парадигм – семиотики, теории обращения с текстами и риторики.

Чем отличается документ (Д) от обычного текста (Т) с точки зрения –

1. Семиотики
2. Теории обращения с текстами
3. Риторики.








...

Материалы общего характера

...




Семиотика как информационная и когнитивная технология.

Рыков В.В.

(rykov@phystech.edu)

Московский физико-технический институт

Доклад на 52-й научной конференции МФТИ

28 ноября 2009 г

910 КПМ



Современная информационная система (ИС) – это не только байты, файлы, программы, операционные системы и информация. Все большую роль в ее создании и использовании играют люди. С точки зрения семиотики (науки о знаках), любая ИС – это сложная знаковая система (ЗС), которую не только создают и используют люди, но и зачастую являются ее частью. Эта ЗС отражает, обозначает некоторую предметную область (ПО), доступную через нее использующим ее людям. Следовательно, эта система обладает не только своей синтактикой и семантикой. Так же важна и третья компонента любой ЗС – прагматическая. Прагматика изучает то, как относятся к ЗС ее создатели и пользователи [1,2].
Показательным примером актуальности этой проблемы может послужить практика освоения ЕГЭ в нашей стране. Действительно, наибольший общественный резонанс вызвал именно опыт использования этой системы самыми различными пользователями – учениками и учителями, составителями тестов и их проверяющими и т. д. Можно сказать, что использование этой ЗС затронуло почти все общество, вызвало изменение в практике школьной учебы, приема в вузы и подготовки к поступлению. Меньше всего обсуждалась компьютерная компонента этой ИС (которая явно не была главной), хотя, несомненно, и в ней были проблемы и недостатки.
То есть, при всех своих недоработках, ЕГЭ выступила и обсуждалась как единая ЗС, отражающая многие аспекты нашего школьного образования. Но, прежде всего – ее (ЕГЭ) денотатом или означающим была ее предметная область (ПО), которую можно обозначить как состояние знаний выпускников средних школ РФ. Семиотическая (знаковая) парадигма ИС дает ясную понятийную систему для ее обсуждения и совершенствования. И при всех несовершенствах ее (ЕГЭ) синтактики и семантики, наибольшее число проблем при ее создании, использовании и обсуждении пришлось на прагматику, то есть на проблемы отношения разных (учеников, учителей, работников вузов) групп пользователей к этой ЗС.
Семиотические проблемы ИС могут быть и гораздо проще, но не менее значимыми. Так, при внедрении типового программного пакета Maximo фирмы ИБМ на РЖД оказалось, что разные группы работников РЖД, и, прежде всего, как ни странно, путейцы по-разному называют одни и те же предметы своей ПО. Здесь задача свелась к унификации ЗС, описывающей ПО РЖД.
Семиотические универсалии являются не только удобной парадигмой для описания различных аспектов создания и эксплуатации ИС. Ближайшим будущим является экономика знаний. Получение, различные другие операции над знаниями невозможны без знаковых систем. Автоматизированная работа со знаниями будет выполняться в системах управления знаниями [1,2,3,4].
Действительно, в процессе своей деятельности (иногда это рассматривается как совокупность бизнес процессов – БП) люди вырабатывают определенные повторяющиеся в той или иной форме образцы или шаблоны. Так же логично люди часто замещают их знаковыми структурами. Эти знаковые структуры можно строить на единой системной основе с целью не только единообразного описания соответствующей деятельности, но и, по аналогии с вычислительным процессом, построить семиотический процесс. Такой процесс позволит выполнять знаковые (семиотические) преобразования с этими знаковыми структурами, выражающими не только объекты деятельности, но и знания.
Существует много способов повысить эффективность ИС, сделать их более интеллектуальными. Фактически – это одно из направлений современной информатики. В этом процессе большую роль играют знаковые (семиотические) процедуры. Так, ИС часто уже описываются сложными знаковыми системами – такими как ARIS, IDEF, UML и др. Тогда рутинные части БП могут выполняться в ИС без вмешательства человека. Творческие, нестандартные части БП автоматизировать или компьютеризировать сложнее, так как они содержат в себе операции, основанные на знаниях – то есть, другими словами, являются когнитивными бизнес процессами [3]. Описанием такого рода процессов, попытками их формализации и компьютеризации занимаются многие науки – например исследования по искусственному интеллекту, управление знаниями и др. Но, тем не менее, – многие системы управления бизнес процессами все еще содержат такие компоненты, когда когнитивные процессы, приводящие к бизнес решениям, управлению БП протекают в голове человека. И в то же время – существуют успешные проекты и системы, которые интегрируют БП и когнитивные процессы, проходящие в сознании человека, и заставляют их выполняться на компьютере в ИС [2,3]. В этом случае говорят, что знания о БП хранятся в так называемых онтологиях и эти онтологии обрабатываются когнитивными процессорами, которые получают в результате новые знания для управления БП без участия человека.
Но современные ИС и их базы данных, которые поддерживают БП в различных системах, часто неэффективны для целей поддержания когнитивных процессов. Например. Если мы запишем в БД два факта - «Иванов учится в МФТИ» и «Иванов и Петров учатся вместе». И спросим – «Где учится Петров» - то большинство таких систем не дадут ответа. Но уже сейчас можно получить новые знания из этих двух фактов, если мы запишем их в системы, реализующие социальные сети. В этом случае они их обработают как компоненты пользовательских профилей [2].
Другими словами, такие когнитивные операции должны выполняться в рамках системы парадигм, которая называется когнитивная семиотика. И она должна реализовывать как минимум три функции -
1. Когнитивное описание различных процессов в виде знаковых структур.
2. Семиотическую (знаковую) обработку таких описаний с целью получения новых знаний о деятельности, представленной этими процессами.
3. Принятие решений (в том числе и автоматическое) на основе полученных таким путем новых знаний.
Таким образом, когнитивная семиотика должна осуществлять связь между знаковым и когнитивным представлением различных структур. Это позволило бы более эффективно строить и эксплуатировать различные системы обработки и управления информацией и знаниями [1,2,3,4].

1. Мельников Г. П. Системология и языковые проблемы кибернетики. – М.: Сов. Радио, 1986.
2. Рыков В. В. Обработка нечисловой информации. Управление знаниями. – М.: МФТИ, 2007.
3. Беляев И. П., Капустян В. М., Рыков В. В. Знаковые структуры и бизнес процессы // Труды МФТИ. – N. 3. – 2009.
4. Succeeding through service innovation. White Paper. – Cambridge, IBM, 2008.

...

Дискуссия после доклада Рыкова В. В.
Семиотика как информационная и когнитивная технология.


В: Почему в докладе нет формул?

O: В Диалогах Платона, в трудах Аристотеля, которые бесспорно являются неисчерпаемыми по глубине и безусловно научными трудами, нет ни одной формулы. Можно пример попроще и конкретнее. В достаточно объемных трудах Ньютона, например, о знаменитых трех законах, в основном одни рассуждения на латинском. Более того, в формулировках только одного из трех законов Ньютона присутствует формула – достаточно краткая. На их вывод было потрачено огромное количество научных рассуждений. Дальше было уже легче!
В: Зачем нужна обобщенная знаковая система для информатики?

O: Здесь можно провести аналогию с алгеброй – какую роль она сыграла для математики. Давайте представим, что действие происходит около пяти веков назад, во время появления алгебраической нотации. Тогда были достаточно уже развитые технологии сложения, умножения и деления на бумаге. Приходит человек, знакомый с алгеброй и говорит – алгебра очень поможет вам. Вот – давайте обозначим слагаемые и сомножители через а, b, c. Ему зададут законный вопрос – это поможет нам лучше, точнее, быстрее умножать, складывать, делить? – Нет! По-моему ситуация, которую мы обсуждаем аналогична. Есть локальные ЗС, ИТ, математические, численные – какие угодно технологии, программные пакеты, многоядерные процессоры, которые позволяют нам решать наши задачи. Зачем нам супер-обобщенная знаковая система?





...


Начало



Сайт управляется системой uCoz