Курс "Cемиотика и обработка символьной информации" - Краткое содержание лекций - 2008 - 2009 уч. год

Семиотика и теория обращения с текстом (теория речевых отношений) - Лекции 1 - 7



Этот конспект дополняет полный курс, текст которого также есть на этом сайте. В Сорбонне есть правило, что лектор должен перед лекцией раздать студентам ее конспект – но читать он должен не так, как написано в конспекте! То есть ЭТОТ конспект не буквально повторяет текст курса, который есть на сайте – а отражает то, что было реально прочитано.


Лекция 1 – 19 сентября 2008 г

и

Лекция 2 – 26 сентября 2008 г

и

Лекция 3 – 3 октября 2008 г

и

Лекция 4 – 10 октября 2008 г

ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ КУРСА.

Объединяющая идея курса. –

Перенесение бизнес процессов в Интернет - одна из актуальных научных и практических задач современности.

Обоснование и позиционирование курса.

Кудрявцев – надо учить тому что –

- трудно
- надо

Состав курса – теор часть, Лабы и экзамен. Сайт курса.

Отзывы о курсе.

Покажем что курс соответствует ОБОИМ требованиям.

Система физтеховских курсов была адаптироана под - первый физтеховский аттрактор – «Атомный проект»

- Наше деление на фак-ты этому соответствует – процессы в бомбе - ФОПФ, доставка ее – ФАКИ, управление ракетой (локация и обсчет ) – ФРТК и т д.
- Теорема существования - феномен Тимофеева-Ресовского (Зубра) – из репрессированного биолога при появлении необходимости изучения влияния радиации на организм он стал респектабельным ученым.

Сейчас появился 2-й аттрактор – информатика.
Шутка – поступают будущие физики – заканчивают бывшие.

Основные курсы МФТИ соответствовали 1-му аттрактору.

Этот курс соответствует 2-му.

Здесь другой тип мышления, другие законы.

Пример: негативный – позитивный тип мышления, извлечение пользы из того и другого: – лень – работоспособность – зависимость от климата.

Примеры – Стоунхендж, прыжки с парашютом.

Другой тип законов – универсалии. Вовлеченность субъекта исследования в объект исследования – существенная деталь рассуждений.

Пример из состава курса – риторика как наука об эффективном знаковом произведении.

Это учить трудно самому но надо потому что сам этого не выучишь.

Обоснование курса.

Феномен третьего – знакового мира.
Интернет как мир знаков.
Существование и важность мира знаков. Григорий Сковорода (18-й век) и Карл Поппер (20-й век).

Почему третий мир? Первые два – мир материальный (реальность) и внутренний мир человека.

Концепция трех миров.

Науки изучающие первые два мира.
Физический мир изучают – физика, химия, …
Внутренний – мир психики – психология, лингвистика, …

Феномен ментальности.

Примеры взаимодействия миров

Проявление ментальности в реальном мире.

- очередь за билетами в метро на Тимирязевской

- срубание дубов на участке чтобы посадить картошку

- менталитет коллектива – 20 и 60-летие МФТИ.

Чтение мыслей – феномен Вольфа Мессинга.


Виртуальный, зеркальный и т п миры – миры ЗНАКОВ.
Надо знать законы мира знаков.
Наука изучающая мир знаков – семиотика.

Зачем изучать знаки ИТ специалистам?
Знаки в ИТ технологиях.
Это прежде всего – Интернет и вся связанная с ним деятельность.
А также информатика.
Рассмотрим типовой ИТ проект.

Где здесь присутствуют знаки?

Начало проекта – взаимодействие ИТ специалистов и заказчика – на словесном (знаковом!) уровне.

Определение предметной области – НАЗЫВАНИЕ объектов и процессов этой ПО - на словесном (знаковом!) уровне.

Работа с процессными схемами, отражающими БП реализующимися в данной ПО.

Построение формальной модели, интеграция словарей, метаданных, и т д - на словесном (знаковом!) уровне.

Вот зачем надо изучать знаки. Это все базовые процессы на знаковом уровне , отражающие типовую технологию процесса интеграции данного вида чел деятельности в ИТ систему.

Для этого есть и нужны и разрабатываются разные формализмы (знаки!) – нотации, протоколы, языки программирования – есть острая необходимость решать проблему Вавилонской башни.

Простой пример – тезаурус НАСА.

Важный пример – ПОСТ нотация – способ извлечения знаний из собеседника (заказчика)

Характерно – нет формул – но есть сложные и точные рассуждения (см выше).

Возрастает число, сложность и разнообразие знаковых систем (ЗС), все более сложной становится знаковая деятельность (ЗД). Но многие законы или универсалии, управляющие этим давно открыты и описаны, и прекрасно работают, то есть выполняются и прогнозируют ЗД. Мы начинаем их изучать.

СЕМИОТИКА.

Законы семиотики – Пирс, Моррис, Г. П. Мельников и его «Системология и семиотические основы кибернетики».

Определение знака. Знак – это то что заменяет любой объект - денотат. Д – любой объект из трех миров. Объект – это то с чем мы имеем дело.

Определение знака - 4-угольник Мельникова .

Знаковая система (ЗС) и знаковое произведение (ЗП).

ЗС – язык, матем. нотация, UML, ARIS, JAVA, опера, живопись, костюм, ...

ЗС и ЗП: – м быть много ЗС в ЗП – научная статья (язык, мат нотация, меры и т п).

Артисты – знаки. На сцене поют – за сценой говорят про зимнюю резину.

Богатство знаков – частотный словарь.

У Высоцкого – 6 тыс нетривиальных знаков (слов). У Мандельштама – 600-800. Но при этом их ЗП сравнимы по богатству содержания.

Виды знаков – икона, символ, индекс.

Икона – похожесть знака на денотат. Европейский и японский театр. Ономатопея. Феномен Кшесинской.


Акты именования – переименования. Имена – Морис – Морин. Родриго. Аттила. Убийца – киллер. Офис менеджер – завхоз.
Битлз - Леннон-Маккартни. Свердыщенко.
Немецкий – германский. Офис менеджер.

Части семиотики – синтактика, семантика и прагматика.

Мифы как сложные знаки – древние и современные.

Непобедимая и легендарная. Павлик Морозов и Зоя Космодемьянская.

Теория тезауруса.

Тезаурус – основная функция – движение от денотата к знаку – нахождение неизвестного знака для известного денотата.

Противопоставление толковому словарю – где движение обратное.

Организация классических национальных Т – Roget’s, Larousse, Duden.

Современные отраслевые Т – SNOMED, T NASA.

Парадигматика Т. Функции Т – интеграция деятельности, (другие? - можно как вопрос по выбору)


MULTITES – доступный софт для построения Т.



Лекция 5 – 17 октября 2008 г


и

Лекция 6 – 24 октября 2008 г

и

Лекция 7 – 31 октября 2008 г

ЗНАКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Люди и знаки. – Знаковая деятельность (ЗД) людей.

Поиск универсалий.

Теперь мы займемся поиском закономерностей в том как люди пользуются знаками, создают свои знаковые произведения (далее - тексты) – то есть материализуют знаки.

Это значит – будет изучаться знаковая деятельность людей. А это значит что прежде всего мы должны изучать речевую деятельность – то как люди используют самую сложную и универсальную знаковую систему – язык.

Для чего мы это делаем? – Это относится и ко всему курсу.

Мы делаем две вещи –

1. Находим универсалии того или иного вида знаковой деятельности и
2. Обобщаем их.

Зачем? – Для продвинутых – если не интересуют общие законы – то достаточно актуально знать законы развития Интернета. Даже небольшое прогностическое знание дает уже большое преимущество.

Процесс нахождения мы уже демонстрировали – см. изложение выше. И будем это делать сейчас.

А процедуры обобщения (пусть неполный список) – мы возьмем из парадигм ООП (Объектно-ориентированного программирования).
Эти парадигмы – абстрагирование, наследование, полиморфизм и инкапсуляция.

Например – обнаруженные и описанные законы (регламент) обращения с жанром молва, то есть абстрагированные нами в изложении ниже, путем простого наследования могут объяснить распространение в Сети любого слуха, текста, видео. Свежий пример – быстрое распространение фильма Zeitgeist осенью 2008 г.

То есть - для работы с этим материалом нам будет удобно (часто в фоновом режиме) пользоваться парадигмами ООП – абстрагированием, наследованием, полиморфизмом, инкапсуляцией над объектами и классами. При желании можно это расписать в явном виде выбрав это как вопрос по выбору.

Начнем с простейшего – дописьменная речь. Как найти эти универсалии и развить их затем через парадигмы ООП в этом случае?

Люди САМИ должны отразить их в своих паремиях (пословицах и поговорках). Как показало исследование Ю. В. Рождественского (см. текст лекций), эти универсалии делятся на пять групп –

1. Слово (то есть текст, знак) – дело (денотат, деятельность). – Связь ЗД и практической деятельности.
2. Свойства слова (то есть знаков).
3. Организация речевых отношений (ЗД!).
4. Правила для говорящего (создающего знаки).
5. Правила для слушающего (воспринимающего знаки).


Далее нас будет интересовать больше всего Организация речевых отношений. Можно много и интересно говорить о других группах – но на это нет времени. Можно опять же – взять это как вопрос по выбору – квалифицированно поискать в Сети, обобщить, пользуясь уже имеющимися знаниями.

Но можно хотя бы кратко сказать про группу универсалий из п. 1. – цитатой – Абдуллы аль-Бадри, ОПЕК – Мы покупали и продавали нефть, которой не было. – Ведомости. – 22-Х-08. – И не только нефть. Массовое нарушение этой группы универсалий привело к кризису 2008 г.


Но сначала займемся тем, как материализуется знак (текст).

То есть -

1. Чем материализуем (инструмент).
2. На чем.

Понятие фактуры

1. Инструмент речи.
2. Материал речи (на что наносится знак, текст)

Начнем с простого.

Устная фактура. Ее особенности.
Письменная фактура. Ее особенности.
Печатная фактура. Ее особенности.

Треугольник Рождественского.

…. – см текст лекций


Особенности перехода от одной фактуры к другой.

Это очень опасно. Правила еще не установились и не освоены. Первыми удар встречают страны, первыми осваивающие новую фактуру. -

Переход -
F2 – F3 – Германия (Крестьянская война после массового появления печатной Библии), как следствие - Испания (запрет на ввоз Библии из Германии под страхом смертной казни)

F3 – F4 – CША. (9-11, кризис 2008 г)

Фактура речи на машинном носителе. Ее особенности. Интернет.

Вернемся.
Есть ли правила в области Организация речевых отношений?

Есть.

Их снова пять групп.

1. Авторство-создание Текстов (то есть знаков).
2. Хранение Т.
3. Передача Т.
4. Копирование.
5. Цитирование.

Уникальное сочетание этих пяти групп правил для каждого жанра ЗД есть РЕГЛАМЕНТ. Его нарушение также ведет к тяжким последствиям (см выше). И то, что это бывает не всегда и не сразу – только хуже.

Проследим это на примере трех жанров дописьменной речи – диалог, молва, фольклор.

…. – см текст лекций


Каким образом поддерживается эта Организация речевых отношений?

По нарастанию строгости и сложности –

1. Традиция.
2. Этика.
3. Адм. право.
4. Уголовное право.


Пример – регламент. Регламент семинара, других речевых действий.
Их нарушение – в случае даже семинара – ведет к срыву, блокированию передачи знаний (то есть денотатов).

Какие общественные учреждения поддерживают эти правила?

Их снова пять (в до-Интернетной ЗД).

1. Школа.
2. Архив.
3. Почта.
4. Библиотека.
5. Канцелярия.
6. Не говоря уже о тюрьмах, если нарушение есть нарушение закона.


Их функции.


Сколько библиотек? – В РФ около 150 000. сколько там работает людей?

Сколько школ, почт, архивов и т д? – Все они поддерживают Организацию речевых отношений.

Какие дополнительные тех. cредства поддерживают ЗД в четвертой фактуре – F4? – Это собственно средства, реализующие существование САМОЙ фактуры F4 – компьютеры, серверы, программные и знаковые и прочие средства поддержки F4.

Некоторые цитаты, про всем известные – но значимые для нас факты.

В фирме BMW – из восьми человек один занимается двигателем, остальные – интерьером, развлекательной системой и маркетингом (то есть ЗД – ВР) – «Зачем BMW водитель» - Ведомости. – 24-Х-08.



Пролог и теория формальных грамматик. Лабораторные. Лекции 8 - 9

...

Лекция 8 – 7 ноября 2008 г

и

Лекция 9 – 14 ноября 2008 г

Пролог и теория формальных грамматик


Анализ (декомпозиция) знакового произведения. Парсинг.
Работы по ИИ.
Теория формальных грамматик. Наум Хомский. Syntactic Structures – 1956.
Синтактика и семантика в ФГ. Феномен blue ideas. Филфак.


Пролог.

Эволюция языков программирования. Никлаус Вирт и Непейвода.
Языки обработки символьной информации.
Лисп. Пролог. РЕФАЛ – Анатолий Турчин.
Их особенности.
Проц (как?) и декл (что?) языки прог-я
Декл. Языки прг-я – мыслить в терминах ЦЕЛЕЙ.

Сама сущность Пролога – указывать не КАК сделать – а ЧТО сделать.

Понятие предиката.

Простейшая процедура работы с Прологом

Пролог – программа –

Закодированный предикат – «отец»



Dad (tom,pete)



Запрос –

Dad (X,pete)


Ответ –

X = pete



Сложные конструкции –

DED :- DAD (X,Z), DAD (Y,Z).



Особенности лаб работ.

Программы SENAN и GEOBASE/








...

Риторика - Лекции 10 - 12

...

Лекция 10 – 21 ноября 2008 г

Лекция 11 – 28 ноября 2008 г

Лекция 12 – 5 декабря 2008 г

Риторика

План

История Р. Зарождение Р в Д Греции, Р в С Века, Р и ее гум. катастрофа в 19 веке. Возрождение Р в 20-м. Риторика в Англии и США.
Р – наследие – образ Боинга.
Позиционирование Р. Р и диалектика. Р и эристика. Р и схоластика.
Р – наука или искусство?

Определение риторики как науки об ЭФФЕКТИВНОЙ коммуникации и не только! Р как технология эфф. ДЕЯТЕЛЬНОСТИ!
Риторика как прагматика.
Слово и дело.
Риторика и логика. Риторика и истина. Образ автора (ритора).

Р – система парадигм построения эфф ЗП. Р – технология эфф деятельности.
Р и цель (прагматическая установка). Р – красиво говорить? – Р – убеждать – если цель – убеждение.
Р – оружие. - Р и этика.
Частная (практ Р).

Общая схема коммуникации с точки зрения риторики


Риторика. Классические парадигмы.

Образ автора. Лермонтов. PR и реклама.
Теория общих мест

Понятие риторического изобретения (Маркс, Энгельс, Ролекс). РИ и реклама, PR. РИ в любом месте Р парадигмы – в образе автора, в замысле и т д.

Р ситуация и уместность речи
Р и Свобода слова (ФРГ, Босния, Осетия).
Пять стадий создания ЗП.
1. Замысел.
2. Расположение.
3. Стиль.
4. Материализация.
5. Передача.
Три источника Р.
1. Способ (модель, теория).
2. Обучение.
3. Практика.
Р как ТЕХНОЛОГИЯ создания объекта любой сложности без гениальных мозгов. Лучше средне написанная теория чем гениальные мысли в голове!

Девиация синтактики и семантики как Р парадигма.
Тропы - девиация значений слов (метафора, метонимия, анафора и т.д.)

Фигуры - девиация порядка слов - повтор, и т.д.



Риторические приемы.
Полную схему см. на сайте Rhetorics for Rookies в разделе ссылок.

~

Содержание.

Зачем ее изучать
Риторика учит правильно воспринимать речь в любом виде и эффективно ее порождать.
Это третья наука из классичекого цикла, что мы изучаем.
Из ТОТ (ОФ) мы знаем, что сейчас идет лавинный рост числа текстов в фактуре МК (фактура = орудие письма + материал письма). В основном речь идет об Интернете и других СМИ, когда чаще всего орудием письма является ПК, а материалом письма - машинный носитель (обычно электромагнитной природы).

Обилие таких текстов, а также печатных. письменных и устных, все жанры которых сохраняются (возможно в модифицированном виде) формулирует основную задачу риторики в следующем виде.

- Умение быстро воспринимать речь во всех видах и извлекать нужные смыслы для принятия оперативных решений. Не давать себя увлечь, сбить на деятельность, не выгодную себе и обществу.

- Умение изобретать мысль и действия и облекать их в такую речевую форму, которая отвечала бы обстоятельствам.

Это значит уметь создавать монолог, диалог и управлять ими, управлять системой речевых коммуникаций в пределах своей компетенции.

ЕСЛИ МЫ НЕ БУДЕМ УПРАВЛЯТЬ ИЗМЕНЕНИЯМИ – ТО ИЗМЕНЕНИЯ БУДУТ УПРАВЛЯТЬ НАМИ!


~

Определение Р
~
При изучении риторики одна из трудностей состоит в том, что она излагается догматически. - Т.е. так, как ее излагали и две тысячи лет назад. Настоящие риторы не сдаются, изучают ее и сами начинают продолжать эту славную догматическую традицию.
Собственно говоря, риторика (Р) занимается только одной проблемой - как сделать свою речь эффективной в любых обстоятельствах. Т.е. чтобы твои слова

НЕ БЫЛИ -

- непротиворечивы,
- логичны,
- красивы,
- грамотны,

- а были ЭФФЕКТИВНЫ!

Это не значит, что они (ваши слова) не могут быть красивы, ... Но это д. быть только тогда, когда это нужно для достижения нужного эффекта.

Здесь можно привести совсем небольшой пример, что правильная литературная речь в армии неэффективна.
Еще пример - чтобы убедить человека не нужно (а иногда и вредно) быть логичным. Риторика пользуется паралогикой.
Критерий эффективности главный в Р.
Как это выглядит с точки зрения семиотики? Хотя бы к какой ее части относится Р? Возьмем пример. Р занимается тем, чтобы из всех высказываний с одной и той же семантикой "ПОЖАР" выбрать то, услышав которое люди побегут пожар тушить (можно поставить и другую цель). След. семантика у нас фиксирована. Получается, что Р относится к прагматике, тк изучает то, как сварьировать синтактику высказывания при неизменной семантике, чтобы получатель сообщения отнесся к нему так, как этого хочет его автор.
Классическое определение Р (одно из) - Р изучает отношение мысли к речи. При этом надо иметь в виду (это подразумевается в дальнейшем догматическом изложении в учебниках Р), что критерием правильности этого отношения являтся то, достигнут ли эффект, задуманный автором речи.
Еще раз - изучается отношение мысли к речи в начале коммуникативной цепи, а критерием правильности этого отношения является эффект (тот, что был запланирован!) на другом конце коммуникативной цепи.
Чистая прагматика!

~
Основные постулаты
~
Собственно, постулатов, или основных догм в Р немного. Но они варьируются в зависимости от всевозможных условий и обстоятельств. Назовем их кратко, тк они прекрасно изложены в бесчисленных учебниках на бесчисленных языках.

1. Общие места (loci communes) - LC.
Это бесспорные истины хотя бы для двух людей - автора и получателя речи. На них опираются как на известное и строют свою речь на них как на фундаменте.
Системой общих мест (LC) мб охвачено разное число людей - от двух, как говорилось выше, до населения целых государств и континентов.

Существует очевидная иерархия LC, в зависимости от того, какое число людей их разделяет. Наверху - религиозные (христианские, мусульманские, буддийские). В самом низу - узкогрупповые и профессиональные (хакерские, феминистские, уголовные, студенческие и тд)

Говорят еще про топосы. Это тоже LC - только более мелкие смысловые единицы.

2. Образ автора (ритора)

Никогда не надо путать личность ритора с его образом, который дедуцируется из его речи.
Это одна из основных догм риторики.
Ритор может принимать любые образы. Критерий - только эффект.
Здесь как раз и нужно сделать последнее замечание. Со времен античности в воспитании ритора важное место занимала этика. Чтобы он не ставил неэтические цели для своей речи. Иногда этика даже включалась в Р (Квинтиллиан).

Вот, собственно, и все - но стоит почитать хороший учебник Р, чтобы увидеть, что это только начало.

Примеры – интервью у хедхантера, составление резюме, любовный диалог, сдача экзамена, преподавание, презентация – правило 2 (!) минут, Р на выборах.
Эффект Горбачева. Московские новости. Огонек и Виталий Коротич.
Образ автора и PR – бренд, имидж, Playboy, Китай, Пэрис Хилтон и Собчак.
Сталин, Черчилль как риторы. Тезис Жукова.
Р ситуация и уместность речи – Сев. Корея, фанаты и Лев Яшин.

~

Лекция 12 – 5 декабря 2008 г

РА - Теория Общих мест

РБ - Понятие об риторическом изобретении

Теория документа - пример построения теории по парадигмам РА и РБ.




...


Семиотика

Теория обращения с текстом

Теория построения эффективного текста

Теория документа

Пролог, теория формальных грамматик и обработка текста



Сайт управляется системой uCoz