Курс "Cемиотика и обработка символьной информации" - Краткое содержание лекций - 2011 - 2012 уч. год

Лекция 1. Введение. Знаки и знаковые миры

...

Позиционирование курса (зачем нужен этот курс). Основные (мета) универсалии и парадигмы

...


Лекция 1

16 сентября 2011 г.

Этот конспект дополняет полный курс, текст которого также есть на этом сайте. В Сорбонне есть правило, что лектор должен перед лекцией раздать студентам ее конспект – но читать он должен не так, как написано в конспекте! То есть ЭТОТ конспект не буквально повторяет текст курса, который есть на сайте – а отражает то, что было реально прочитано.

Интересная цитата

Логика развития информационной экономики в том, что она упрощает человеческую деятельность и повышает ее эффективность. «Информатизация» России нацелена на что угодно, только не на это … Рассмотрим наиболее очевидные и известные примеры … (см на сайте Коммерсанта)



ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ КУРСА.

Объединяющая идея курса. –

Перенесение бизнес процессов в Интернет - одна из актуальных научных и практических задач современности.

Обоснование и позиционирование курса.

Кудрявцев – надо учить тому что –

- трудно
- надо
плюс -
- сам бы не догадался этот курс изучать (ВР)

Состав курса – теор часть, Лабы и экзамен. Сайт курса.

Отзывы о курсе.

Покажем что курс соответствует всем трем требованиям.

Система физтеховских курсов была адаптироана под - первый физтеховский аттрактор – «Атомный проект»

- Наше деление на факультеты этому соответствует – процессы в бомбе - ФОПФ, доставка ее – ФАКИ, управление ракетой (локация и обсчет ) – ФРТК и т д.
- Теорема существования этого аттрактора - феномен Тимофеева-Ресовского (Зубра) – из репрессированного биолога при появлении необходимости изучения влияния радиации на организм он стал респектабельным ученым.

Сейчас появился 2-й аттрактор – информатика.
Шутка – поступают будущие физики – заканчивают бывшие.

Основные курсы МФТИ соответствовали 1-му аттрактору.

Этот курс соответствует 2-му.

Здесь другой тип мышления, другие законы.

Пример: негативный – позитивный тип мышления, извлечение пользы из того и другого: – лень – работоспособность – зависимость от климата.

Примеры – Стоунхендж, прыжки с парашютом.

Другой тип законов – универсалии. Вовлеченность субъекта исследования в объект исследования – существенная деталь рассуждений.

Пример из состава курса – риторика как наука об эффективном знаковом произведении.

Это учить трудно самому но надо потому что сам этого не выучишь.

Обоснование курса.

Феномен третьего – знакового мира.
Интернет как мир знаков.
Существование и важность мира знаков. Григорий Сковорода (18-й век) и Карл Поппер (20-й век).

Почему третий мир? Первые два – мир материальный (реальность) и внутренний мир человека.

Концепция трех миров.

Науки изучающие первые два мира.
Физический мир изучают – физика, химия, …
Внутренний – мир психики – психология, лингвистика, …

Феномен ментальности.

Примеры взаимодействия миров

Проявление ментальности в реальном мире.

- очередь за билетами в метро на Тимирязевской

- срубание дубов на участке чтобы посадить картошку

- менталитет коллектива – 20 и 60-летие МФТИ.

Чтение мыслей – феномен Вольфа Мессинга.


Виртуальный, зеркальный и т п миры – миры ЗНАКОВ.
Надо знать законы мира знаков.
Наука изучающая мир знаков – семиотика.

Зачем изучать знаки ИТ специалистам?
Знаки в ИТ технологиях.
Это прежде всего – Интернет и вся связанная с ним деятельность.
А также информатика.
Рассмотрим типовой ИТ проект.

Где здесь присутствуют знаки?

Начало проекта – взаимодействие ИТ специалистов и заказчика – на словесном (знаковом!) уровне.

Определение предметной области – НАЗЫВАНИЕ объектов и процессов этой ПО - на словесном (знаковом!) уровне.

Работа с процессными схемами, отражающими БП реализующимися в данной ПО.

Построение формальной модели, интеграция словарей, метаданных, и т д - на словесном (знаковом!) уровне.

Вот зачем надо изучать знаки. Это все базовые процессы на знаковом уровне , отражающие типовую технологию процесса интеграции данного вида чел деятельности в ИТ систему.

Для этого есть и нужны и разрабатываются разные формализмы (знаки!) – нотации, протоколы, языки программирования – есть острая необходимость решать проблему Вавилонской башни.

Простой пример – тезаурус НАСА.

Важный пример – ПОСТ нотация – способ извлечения знаний из собеседника (заказчика)

Характерно – нет формул – но есть сложные и точные рассуждения (см выше).

Возрастает число, сложность и разнообразие знаковых систем (ЗС), все более сложной становится знаковая деятельность (ЗД). Но многие законы или универсалии, управляющие этим давно открыты и описаны, и прекрасно работают, то есть выполняются и прогнозируют ЗД. Мы начинаем их изучать.

...

Лекции 2 - 4. Семиотика - наука о знаках.

...


Лекция 2

23 сентября 2011 г

Лекция 3

30 сентября 2011 г

Лекция 4

7 октября 2011 г


СЕМИОТИКА.

Законы семиотики – Пирс, Моррис, Г. П. Мельников и его «Системология и семиотические основы кибернетики».

Определение знака. Знак – это то что заменяет любой объект - денотат. Д – любой объект из трех миров. Объект – это то с чем мы имеем дело.

Определение знака - 4-угольник Мельникова .

Знаковая система (ЗС) и знаковое произведение (ЗП).

ЗС – язык, матем. нотация, UML, ARIS, JAVA, опера, живопись, костюм, ...

ЗС и ЗП: – м быть много ЗС в ЗП – научная статья (язык, мат нотация, меры и т п).

Артисты – знаки. На сцене поют – за сценой говорят про зимнюю резину.

Богатство знаков – частотный словарь.

У Высоцкого – 6 тыс нетривиальных знаков (слов). У Мандельштама – 600-800. Но при этом их ЗП сравнимы по богатству содержания.

Виды знаков – икона, символ, индекс.

Икона – похожесть знака на денотат. Европейский и японский театр. Ономатопея. Феномен Кшесинской.


Акты именования – переименования. Имена – Морис – Морин. Родриго. Аттила. Убийца – киллер. Офис менеджер – завхоз.
Битлз - Леннон-Маккартни. Свердыщенко.
Немецкий – германский. Офис менеджер.

Части семиотики – синтактика, семантика и прагматика.

Мифы как сложные знаки – древние и современные.

Непобедимая и легендарная. Павлик Морозов и Зоя Космодемьянская.

Теория тезауруса.

Тезаурус – основная функция – движение от денотата к знаку – нахождение неизвестного знака для известного денотата.

Противопоставление толковому словарю – где движение обратное.

Организация классических национальных Т – Roget’s, Larousse, Duden.

Современные отраслевые Т – SNOMED, T NASA.

Парадигматика Т. Функции Т – интеграция деятельности, (другие? - можно как вопрос по выбору)


MULTITES – доступный софт для построения Т.


...

Лекции 5 - 8. Знаковая деятельность

...



Лекция 5

14 октября 2011

Лекция 6

21 октября 2011 г

Лекция 7

28 октября 2011 г

Лекция 8

4 ноября 2011 г


ЗНАКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Люди и знаки. – Знаковая деятельность (ЗД) людей.

Поиск универсалий.

Теперь мы займемся поиском закономерностей в том как люди пользуются знаками, создают свои знаковые произведения (далее - тексты) – то есть материализуют знаки.

Это значит – будет изучаться знаковая деятельность людей. А это значит что прежде всего мы должны изучать речевую деятельность – то как люди используют самую сложную и универсальную знаковую систему – язык.

Для чего мы это делаем? – Это относится и ко всему курсу.

Мы делаем две вещи –

1. Находим универсалии того или иного вида знаковой деятельности и
2. Обобщаем их.

Зачем? – Для продвинутых – если не интересуют общие законы – то достаточно актуально знать законы развития Интернета. Даже небольшое прогностическое знание дает уже большое преимущество.

Процесс нахождения мы уже демонстрировали – см. изложение выше. И будем это делать сейчас.

А процедуры обобщения (пусть неполный список) – мы возьмем из парадигм ООП (Объектно-ориентированного программирования).
Эти парадигмы – абстрагирование, наследование, полиморфизм и инкапсуляция.

Например – обнаруженные и описанные законы (регламент) обращения с жанром молва, то есть абстрагированные нами в изложении ниже, путем простого наследования могут объяснить распространение в Сети любого слуха, текста, видео. Свежий пример – быстрое распространение фильма Zeitgeist осенью 2008 г.

То есть - для работы с этим материалом нам будет удобно (часто в фоновом режиме) пользоваться парадигмами ООП – абстрагированием, наследованием, полиморфизмом, инкапсуляцией над объектами и классами. При желании можно это расписать в явном виде выбрав это как вопрос по выбору.

Начнем с простейшего – дописьменная речь. Как найти эти универсалии и развить их затем через парадигмы ООП в этом случае?

Люди САМИ должны отразить их в своих паремиях (пословицах и поговорках). Как показало исследование Ю. В. Рождественского (см. текст лекций), эти универсалии делятся на пять групп –

1. Слово (то есть текст, знак) – дело (денотат, деятельность). – Связь ЗД и практической деятельности.
2. Свойства слова (то есть знаков).
3. Организация речевых отношений (ЗД!).
4. Правила для говорящего (создающего знаки).
5. Правила для слушающего (воспринимающего знаки).


Далее нас будет интересовать больше всего Организация речевых отношений. Можно много и интересно говорить о других группах – но на это нет времени. Можно опять же – взять это как вопрос по выбору – квалифицированно поискать в Сети, обобщить, пользуясь уже имеющимися знаниями.

Но можно хотя бы кратко сказать про группу универсалий из п. 1. – цитатой – Абдуллы аль-Бадри, ОПЕК – Мы покупали и продавали нефть, которой не было. – Ведомости. – 22-Х-08. – И не только нефть. Массовое нарушение этой группы универсалий привело к кризису 2008 г.


Но сначала займемся тем, как материализуется знак (текст).

То есть -

1. Чем материализуем (инструмент).
2. На чем.

Понятие фактуры

1. Инструмент речи.
2. Материал речи (на что наносится знак, текст)

Начнем с простого.

Устная фактура. Ее особенности.
Письменная фактура. Ее особенности.
Печатная фактура. Ее особенности.

Треугольник Рождественского.

…. – см текст лекций


Особенности перехода от одной фактуры к другой.

Это очень опасно. Правила еще не установились и не освоены. Первыми удар встречают страны, первыми осваивающие новую фактуру. -

Переход -
F2 – F3 – Германия (Крестьянская война после массового появления печатной Библии), как следствие - Испания (запрет на ввоз Библии из Германии под страхом смертной казни)

F3 – F4 – CША. (9-11, кризис 2008 г)

Фактура речи на машинном носителе. Ее особенности. Интернет.

Вернемся к исходной идее.

Есть ли правила в самой интересной для нас сейчас области - Организация речевых отношений?

Есть.

Их снова пять групп.

1. Авторство-создание Текстов (то есть знаков).
2. Хранение Т.
3. Передача Т.
4. Копирование.
5. Цитирование.

Уникальное сочетание этих пяти групп правил для каждого жанра ЗД есть РЕГЛАМЕНТ. Его нарушение также ведет к тяжким последствиям (см выше). И то, что это бывает не всегда и не сразу – только хуже.

Проследим это на примере трех жанров дописьменной речи – диалог, молва, фольклор.

…. – см текст лекций


Жанр, регламент, этика и информационная революция

Мы уже знаем, что очень важно знать парадигмы (правила) обращения с текстами – особенно в наше время, когда происходит ИФ, бурно развивается Интернет и родственные ему виды и роды знаковой деятельности (ЗД). Мы условились называть это речью на машинных носителях или 4-й фактурой речи или F4.
Эти парадигмы могут и должны быть выведены из опыта предшествующей ЗД.
Многое мы уже вывели.
Мы уже знаем, что основная парадигма обращения с текстами состоит (исходя из традиции, зафиксированной в паремиях)

1. Отношение знака и его денотата.
2. Организация речевых отношений – т е как люди должны обращаться со своими ЗП (знаковыми произведениями)
3. Правила для воспринимающего ЗП.
4. Правила для создающего ЗП.
5. Свойства знаков, которые следует знать использующих их людям.

Наиболее интересна нам организация отношения ЗП – люди (п 2). Их можно в свою очередь разделить на 5 групп, это правила –

1. Авторства. Создания
2. Хранения
3. Копирования
4. Цитирования
5. Передачи (коммуникации)

Мы уже также говорили о том, что для того, чтобы определенный вид ЗД существовал, нужны государственные и общественные организации и институты, которые реализуют и делают возможным их существование..
Мы не вдавались в подробности как образуется устная речь (детская речь)
Из анализа письменной речи мы вывели, что для ее существования необходимы –

1. Школа
2. Почта
3. Библиотека
4. Архив
5. Канцелярия.

Все эти институты должны проявиться и в фактуре F4! - Или она останется забавой.


Мы также выяснили, что уникальный для каждого жанра свод правил есть регламент. Он задается (по мере строгости) следующими общественными условиями.

Традицией.
Этикой
Адм правом
Юр. нормами.

Это достаточно общие для всех видов текстов (в том числе и F4) правила.

В жанрах текстов (т е знаковых произведений на маш носителе - F4) - это дополняется еще программной поддержкой. Т е - нек аспекты регламента реализуются программно т е через "движок".


Однако, остаются еще правила, характерные только для отдельных родственных групп текстов. Эти группы называются жанрами.

Жанр – это семиотическая система (т е синтактика, семантика и прагматика), общая для нек родственной группы текстов.

Тексты жанра часто похожи по синтактике, семантике. Нас сейчас особенно интересует прагматика – т е как с этими текстами обращаться.

Отношение Регламент – жанр. Для каждого жанра Р есть уникальная комбинация требований или условий существования этого жанра.

Примеры – заявление на работу, исповедь, отчет по НИР, молитва, статья в Википедии, диплом, семинар, госэкзамен, требование на книгу в библиотеке, лекция, конференция, дневник (личный), блог, мемуары, письмо (личное и лит. жанр).


Получив эти условия, мы можем на научной основе подвергнуть анализу формы и условия существования речи на машинных носителях F4 …

Злоупотребления регламентом и разные его нарушения. Феномен SlimVirgin.
«Школа злословия» и «Треугольник» на ТВ. «Ледниковый период» на ТВ1 и ТВ Россия и др.

Разберем напоследок как реализуется регламент для рекламы – наиболее массовый жанр.

А теперь сделаем такое упражнение. Заменим в наших рассуждениях слово "реклама" на слово "сайт". - Тогда получается во многих отношениях прогностический текст. Мы увидим или сможем пронозировать законы, регулирующие семантику. синтактику, прагматику сайтостроительства, создание сообществ сайтостроителей и т д. Для этого мы и изучаем этот курс.




...


Пролог и риторика (продолжение)



Сайт управляется системой uCoz