|
Курс 2010 - 2011 года (продолжение)
|
Часть 3. Программная обработка знаков. Пролог и декларативное программирование. - Автоматическая декомпозиция и анализ знаков. Парсинг. Пролог и теория формальных грамматик. -
|
...
Лекция 8 и 9
5 и 12 ноября 2010 года
Автоматическая декомпозиция и анализ знаков. Парсинг.
Декларативное программирование.
Пролог и теория формальных грамматик
Анализ (декомпозиция) знакового произведения. Парсинг.
Работы по ИИ.
Теория формальных грамматик. Наум Хомский. Syntactic Structures – 1956.
Синтактика и семантика в Формальной Грамматике. Феномен green ideas - виртуальный мир, где они возможны. Зеленые идеи борются - Филфак, книга Будагова.
Шествие идей Хомского. Создание птичьих терминологических языков - чтобы не понимали непосвященные в школу грамм. формализма. Форма Бэкуса-Наура (БНФ - BNF)для описания формальных языков.
Более подробно о Хомском и формальных грамматиках можно найти в Сети, сделав запрос "Хомский БНФ" - или из др кл слов из этого изложения.
Декларативные языки программирования
Пролог.
Эволюция языков программирования. Никлаус Вирт и Непейвода.
Языки обработки символьной информации.
Лисп. Пролог. РЕФАЛ – Анатолий Турчин.
Их особенности.
Процедурные (как?) и декларативные (что?) языки программирования
Декларативные языки программирования
– мыслить в терминах ЦЕЛЕЙ – что нужно?.
Сама сущность Пролога – указывать не КАК сделать – а ЧТО сделать.
Понятие предиката.
Предикация - это любое суждение
О чем угодно - это есть минимальное предложение
Например – что ты мужчина – сразу на Прологе man(Сергей) – одноместный
Ты – сын Ивана двуместный dad (Иван, Сергей)
Может быть многоместный
Простейшая процедура работы с Прологом
Пролог – программа –
Закодированный предикат – «отец»
…
Dad (tom,pete)
…
Запрос –
Dad (X,pete)
…
Ответ –
X = pete
…
Сложные конструкции –
DED (X,Y) :- DAD (X,Z), DAD (Z,Y).
…
Особенности лаб работ.
Программы SENAN и GEOBASE.
…
Рефлексия - общее понятие о том, что это такое.
Р о том, что мы изучили - покрываем декларациями (предикатами об объектах) ПО - и задаем об этом ПО вопросы - ЧТО нам нужно.
Прологовский когнитивный процессор работает с предикатами и выдает ответ.
Но - обратим внимание - предикат DED - это уже предикат на двух предикатах DAD n t - это суждение - отец отца
А может быть еще интереснее - рекурсивное определение - неизвестное определяем через само неизвестное!
PREDOK (X,Y) :- PREDOK (X,Z), DAD(Z,Y).
Послав запрос -
PREDOK (X,tom)
мы получим всех предков Тома - если все они будут достаточно подробно описаны.
Это все очень мощные и эффективные свойства Пролога
...
Часть 4. Риторика - теория и парадигмы построения эффективной знаковой деятельности.
|
...
Лекция 10 – 19 ноября 2010 г
Лекция 11 – 26 ноября 2010 г
Риторика – наука об эффективной деятельности и построении виртуальных миров.
План
История Р. Зарождение Р в Д Греции, Р в С Века, Р и ее гум. катастрофа в 19 веке.
Возрождение Р в 20-м. Риторика в Англии и США.
Р – наследие – образ Боинга.
Позиционирование Р. Р и диалектика. Р и эристика. Р и схоластика.
Р и демагогия.
Р – наука или искусство?
Определение риторики как науки об ЭФФЕКТИВНОЙ коммуникации и не только! Р как технология эфф. ДЕЯТЕЛЬНОСТИ! А также технология построения виртуального мира.
Риторика как прагматика.
Слово и дело.
Риторика и логика. Риторика и истина. Образ автора (ритора).
Р – система парадигм построения эфф ЗП. Р – технология эфф деятельности.
Р и цель (прагматическая установка). Р – красиво говорить? – Р – убеждать – если цель – убеждение.
Р – оружие. - Р и этика.
Частная (практ Р).
Общая схема коммуникации с точки зрения риторики
Риторика. Классические парадигмы.
Образ автора. Лермонтов. PR и реклама.
Теория общих мест
Понятие риторического изобретения (Маркс, Энгельс, Ролекс). РИ и реклама, PR. РИ в любом месте Р парадигмы – в образе автора, в замысле и т д.
Р ситуация и уместность речи
Р и Свобода слова (ФРГ, Босния, Осетия).
Пять стадий создания ЗП.
1. Замысел.
2. Расположение.
3. Стиль.
4. Материализация.
5. Передача.
Три источника Р.
1. Способ (модель, теория).
2. Обучение.
3. Практика.
Р как ТЕХНОЛОГИЯ создания объекта любой сложности без гениальных мозгов. Лучше средне написанная теория чем гениальные мысли в голове!
Девиация синтактики и семантики как Р парадигма.
Тропы - девиация значений слов (метафора, метонимия, анафора и т.д.)
Фигуры - девиация порядка слов - повтор, и т.д.
Риторические приемы.
Полную схему см. на сайте Rhetorics for Rookies в разделе ссылок.
~
Содержание.
Зачем ее изучать
Риторика учит правильно воспринимать речь в любом виде и эффективно ее порождать.
Это третья наука из классичекого цикла, что мы изучаем.
Из ТОТ (ОФ) мы знаем, что сейчас идет лавинный рост числа текстов в фактуре МК (фактура = орудие письма + материал письма). В основном речь идет об Интернете и других СМИ, когда чаще всего орудием письма является ПК, а материалом письма - машинный носитель (обычно электромагнитной природы).
Обилие таких текстов, а также печатных. письменных и устных, все жанры которых сохраняются (возможно в модифицированном виде) формулирует основную задачу риторики в следующем виде.
- Умение быстро воспринимать речь во всех видах и извлекать нужные смыслы для принятия оперативных решений. Не давать себя увлечь, сбить на деятельность, не выгодную себе и обществу.
- Умение изобретать мысль и действия и облекать их в такую речевую форму, которая отвечала бы обстоятельствам.
Это значит уметь создавать монолог, диалог и управлять ими, управлять системой речевых коммуникаций в пределах своей компетенции.
ЕСЛИ МЫ НЕ БУДЕМ УПРАВЛЯТЬ ИЗМЕНЕНИЯМИ – ТО ИЗМЕНЕНИЯ БУДУТ УПРАВЛЯТЬ НАМИ!
~
Определение Р
~
При изучении риторики одна из трудностей состоит в том, что она излагается догматически. - Т.е. так, как ее излагали и две тысячи лет назад. Настоящие риторы не сдаются, изучают ее и сами начинают продолжать эту славную догматическую традицию.
Собственно говоря, риторика (Р) занимается только одной проблемой - как сделать свою речь эффективной в любых обстоятельствах. Т.е. чтобы твои слова
НЕ БЫЛИ -
- непротиворечивы,
- логичны,
- красивы,
- грамотны,
- а были ЭФФЕКТИВНЫ!
Это не значит, что они (ваши слова) не могут быть красивы, ... Но это д. быть только тогда, когда это нужно для достижения нужного эффекта.
Здесь можно привести совсем небольшой пример, что правильная литературная речь в армии неэффективна.
Еще пример - чтобы убедить человека не нужно (а иногда и вредно) быть логичным. Риторика пользуется паралогикой.
Критерий эффективности главный в Р.
Как это выглядит с точки зрения семиотики? Хотя бы к какой ее части относится Р? Возьмем пример. Р занимается тем, чтобы из всех высказываний с одной и той же семантикой "ПОЖАР" выбрать то, услышав которое люди побегут пожар тушить (можно поставить и другую цель). След. семантика у нас фиксирована. Получается, что Р относится к прагматике, тк изучает то, как сварьировать синтактику высказывания при неизменной семантике, чтобы получатель сообщения отнесся к нему так, как этого хочет его автор.
Классическое определение Р (одно из) - Р изучает отношение мысли к речи. При этом надо иметь в виду (это подразумевается в дальнейшем догматическом изложении в учебниках Р), что критерием правильности этого отношения являтся то, достигнут ли эффект, задуманный автором речи.
Еще раз - изучается отношение мысли к речи в начале коммуникативной цепи, а критерием правильности этого отношения является эффект (тот, что был запланирован!) на другом конце коммуникативной цепи.
Чистая прагматика!
~
Основные постулаты
~
Собственно, постулатов, или основных догм в Р немного. Но они варьируются в зависимости от всевозможных условий и обстоятельств. Назовем их кратко, тк они прекрасно изложены в бесчисленных учебниках на бесчисленных языках.
Теория Общих мест
1. Общие места (loci communes) - LC.
Это бесспорные истины хотя бы для двух людей - автора и получателя речи. На них опираются как на известное и строют свою речь на них как на фундаменте.
Системой общих мест (LC) мб охвачено разное число людей - от двух, как говорилось выше, до населения целых государств и континентов.
Существует очевидная иерархия LC, в зависимости от того, какое число людей их разделяет. Наверху - религиозные (христианские, мусульманские, буддийские). В самом низу - узкогрупповые и профессиональные (хакерские, феминистские, уголовные, студенческие и тд)
Говорят еще про топосы. Это тоже LC - только более мелкие смысловые единицы.
2. Образ автора (ритора)
Никогда не надо путать личность ритора с его образом, который дедуцируется из его речи.
Это одна из основных догм риторики.
Ритор может принимать любые образы. Критерий - только эффект.
Здесь как раз и нужно сделать последнее замечание. Со времен античности в воспитании ритора важное место занимала этика. Чтобы он не ставил неэтические цели для своей речи. Иногда этика даже включалась в Р (Квинтиллиан).
Вот, собственно, и все - но стоит почитать хороший учебник Р, чтобы увидеть, что это только начало.
Примеры – интервью у хедхантера, составление резюме, любовный диалог, сдача экзамена, преподавание, презентация – правило 2 (!) минут, Р на выборах.
Эффект Горбачева. Московские новости. Огонек и Виталий Коротич.
Образ автора и PR – бренд, имидж, Playboy, Китай, Пэрис Хилтон и Собчак.
Сталин, Черчилль как риторы. Тезис Жукова.
Р ситуация и уместность речи – Сев. Корея, фанаты и Лев Яшин.
Риторика и Сталин
Или еще шаг дальше - пишут - Сталин как-то примитивно писал с повторами и т д - нет глубоких теор изысканий ... - а Сталин писал не для современных московских вумников а для Нагульновых в хуторах, использую гениальное коммуникационное изобретение большевиков - газету Правда - которая это слово доставляло во все хутора. Не говоря о том, что ему надо было теор изыскания (многие из которых были утопическими) превратить в жизнь, построить государство и т д и т п
~
Понятие об риторическом изобретении (РИ).
Это очень важная компонента риторической парадигмы.
Это изобретательность, проявленная на любом этапе деятельности - см выше.
Общее понятие об этом через пример.
Напимер - заголовок газеты. Можно взять любой номер МК и посмотреть там заголовки. Легко увидеть - какие заголовки - тривиальные - а какие - с РИ.
Но РИ – это далеко не только это!
Главное поле приложения РИ – это наука, техника, экономика – что угодно!
Примеры.
1. Duty Free. – Изобретено в Ирландии в 1960-х
2. Мыльница. – Дешевый, удобный, эффективный фотоаппарат.
3.
4. …
5.
Список можно продолжать и он будет продолжен!
РИ – это неожиданное, эффективное и новое сочетание довольно известных вещей.
- Что нового с точки зрения РИ в Duty Free?
– Что нового в мыльнице по сравнению с предшествующими дорогими фотоаппаратами?
Также РИ можно назвать идеи телепрограмм –
«Школа злословия» и «Треугольник» на ТВ.
И еще пример - «Ледниковый период» -
Что там? - Идея - взять мастера-профи фигурного катания и деятельницы (деятеля) шоу бизнеса, - оба хотят пропиариться, каждый в этом помогает другому - всем приятно - и смотреть и участвовать (судьи, целование после катания, поцелуи с экрана бабушке - это уже мелочи :)
и др.
Наша задача - генерировать РИ в своей области деятельности!
...
Applications. Построение теории на базе изученных наук. Реклама. Теория документа.
|
...
Лекция 12 – 3 декабря 2010 г
Лекция 13 – 10 декабря 2010 г
Теория рекламы
Полный текст – на сайте http://rykov-flt.narod.ru/lll.html
Здесь и сейчас мы будем строить теорию рекламы методом риторического изобретения по общим местам.
В качестве общих мест мы возьмем состав понятий, универсалий трех изученных теоретических частей –
1. Семиотики.
2. Теории обращения с текстом.
3. Самой риторики.
То есть – что такое реклама с точки зрения семиотики, теории обращения с текстом, самой риторики.
Значимые случаи – обсуждение.
...
Теория документа
Теория документа - пример построения теории по трем группам парадигм – семиотики, теории обращения с текстами и риторики.
Чем отличается документ (Д) от обычного текста (Т) с точки зрения –
1. Семиотики
2. Теории обращения с текстами
3. Риторики.
Значимые случаи – обсуждение.
WIKILEAKS. Интерпол выдал ордер на арест основателя WikiLeaks новость часа – 1 дек 2010
...
Продолжение 2. Приложения
|