Руль служит для поворота машины направо, налево, и в другие
стороны
(Армейская мудрость)
Общеизвестно, что в классическом варианте техники взмаха используется ассоциированный ключевой (запускающий) образ, связанный с неприятными переживаниями и нежелательными действиями, и диссоциированный желаемый Я-образ. Структура паттерна содержит одновременное ослабление/усиление нежелательного/желательного образов, при этом могут быть использованы самые разные субмодальности. Важным фактором, влияющим на эффективность паттерна является скорость субмодальных изменений, и часто именно здесь начинаются проблемы. Многие на опыте (своём или чужом) познали, с какими трудностями приходится сталкиваться некоторым людям при попытках сконцентрировать внимание на одновременном и быстром изменении в противоположных направлениях двух и более элементов. В аудиальной и кинестетической модальностях сделать это бывает ещё труднее. Получается, что с одной стороны мы имеем технику с широкими возможностями, позволяющую достичь быстрых генеративных изменений, а с другой - наталкиваемся на трудности в качественном исполнении этого паттерна...
Выход видится в изменении стандартного подхода. Взмах в своей структуре использует сразу две метапрограммы: "уклонение" (ключевой образ) и "приближение" (желаемый Я-образ). В терапии такой подход совершенно оправдан, однако справедливо ли это для личностного изменения? Подумайте: действительно ли ключевой образ должен быть связан с нежелательным поведением? И что произойдёт, если в качестве "запускающего" вы выберете что-то такое, с чем вы имеете дело ежедневно и ежечасно, что-то из тех вещей, которые вас окружают? Выберите что хотите: любимую брошь, чашку кофе, авторучку в вашей руке или вашу кровать - и сделайте это ключевым образом. А потом "взмахните" к желаемому образу себя, сформулированному в терминах возможностей и способностей. "Изюминка" заключается в том, что ключевые образы могут быть нейтральными для вас или даже вызывающими положительные эмоции. В этом есть преимущество: если не используется метапрограмма "уклонение", то отпадает необходимость в одновременном ослаблении нежелательного и усилении желаемого образов. Это означает, что можно убрать один из самых сложных для исполнения элементов взмаха - аналоговость. Именно аналоговость отвечает за то, что вместо одновременных и быстрых изменений в субмодальностях часто получаются последовательные и медленные - а это резко уменьшает эффект взмаха, а то и сводит его к нулю. Модифицированный паттерн реализует дискретный вариант ассоциация-диссоциация и, следовательно, становится возможной мгновенная смена ключевого и желаемого образов. Практика показала, что при большей простоте исполнения "неканонический" взмах часто оказывается даже более эффективным, чем "канонический".
Наиболее простыми для большинства оказались следующие варианты: "Гильотина", "Шарик" и " Выход" - названия условные.
Подобным же образом облегчается выполнение взмаха и в аудиальной и в кинестетической модальностях. При желании можете сделать его сразу в двух или трёх модальностях (в таком варианте это намного проще), используя всё, что угодно из того, что вас окружает. В буквальном смысле оглянитесь вокруг и вспомните одну из пресуппозиций НЛП: "Мир, в котором мы живём, представляет собой дружественную, изобилующую ресурсами сферу". Вы окружены целой вселенной вещей, каждая из которых может помочь вам в достижении того, к чему вы стремитесь...
И это не пустые слова. Одного своего приятеля, занимающегося экстрасенсорикой и свято верящего в сглаз, порчу и т. п. я научил "заряжать энергией" его "предмет силы" - то ли талисман, то ли амулет. Для этого он проделывал модифицированный визуально-кинестетический взмах, в котором ключевыми были вид и ощущение предмета, а желаемый образ представлял собой вид и ощущение (тактильное) себя, обладающего энергией и неуязвимого для всяческих отрицательных воздействий. Объяснялось это тем, что энергия образа заряжает предмет и тому подобными вещами, так как приятель весьма и весьма скептически настроен по отношению к НЛП. Проделывать этот взмах нужно было несколько дней подряд , в строгом соответствии с армейским принципом: "Не надо мыть полы ежедневно, но хотя бы раз в день - надо!" Примерно через неделю приятель начал приходить в состояние, близкое к восторгу, так как он реально убедился насколько эффективно его предмет стал защищать его от всех видов порчи, сглаза и др. Теперь ему достаточно проделывать этот взмах один раз в неделю, просто "для подзарядки", и этого вполне хватает - срабатывает другой армейский принцип: "Пушка стреляет сначала по параболе, а потом по инерции".
Этот случай является показательным в том смысле, что на его примере мы видим, каким образом взаимодействуют элементы разных Карт, и как именно элемент одной Карты (НЛП) приводит к изменению во взаимодействии элементов внутри другой Карты (экстрасенсорики), создавая для человека новую субъективную реальность. В известной степени, этот случай может служить своеобразным доказательством нового утверждения Р. Бэндлера: "Территория- это Карта". Используя доступную нам Карту НЛП, мы можем сделать незначительный по форме, но существенный по содержанию шаг: переместить фокус внимания из области терапии в область личностного роста и изменения качества нашей жизни. Мы можем добиться этого разными способами: можно по-другому использовать содержимое наших Карт, можно вводить в наши Карты новые элементы, или изменять уже имеющиеся. Результат будет один - тем самым мы создадим такую новую "Территорию", такую новую субъективную реальность, которая будет в большей степени соответствовать нашим желаниям. Именно это делают Д. Гриндер и Д. Делозье своим Новым Кодом, это же делает и П. Врица, "покидая" Карту НЛП и рассматривая её "со стороны"*, и многие другие. И данная статья - всего лишь один из примеров того, где и как можно менять элементы Карты, пример, адресованный всем, кто заинтересован в дальнейшем развитии и улучшении собственных возможностей...
Александр Целиков, МА НЛП
[Статьи][НЛП в Екатеринбурге]